издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мостовых дел мастера

  • Автор: Александр АНТОНЕНКО, «Восточно-Сибирская правда»

– Случайных людей в нашей профессии не бывает, избравшие её, как правило, остаются ей верными всю жизнь, – не раз приходилось слышать от мостостроителей. В подтверждение приводят семейство Микуляк. Степан Львович Микуляк, бывший заместитель генерального директора ЗАО «Мостострой-9», отдавший делу почти 40 лет, передал эстафетную палочку своему сыну Андрею, поднявшемуся от мастера до генерального директора компании. В этой удивительной семье целая династия мостовиков: жена Андрея Юлия заказывает объекты, сестра Наталья их проектирует. «Надеемся, что и пятилетний сын Степан тоже будущий мостовик», – говорит Андрей. Кстати, Андрей Степанович – самый молодой генеральный директор среди мостостроевских предприятий России.

Без малого 40 лет ЗАО «Мостострой-9» пишет свою историю жизнью и судьбами тысяч людей – инженеров, строителей, механизаторов, служащих. Строить быстро, красиво и качественно – эта традиция поддерживается и передаётся молодым специалистам вместе с опытом, знаниями и энергией. Сегодня иркутская компания успешно участвует в конкурсах и торгах, обеспечивая работой шесть дочерних предприятий. 

О том, за счёт чего удаётся коллективу работать столь эффективно, что сделано в ушедшем году и планах на нынешний, и пойдёт речь в беседе с генеральным директором ЗАО Андреем Микуляком. 

Родился Андрей в Иркутске. Его отец Степан Львович – почётный строитель, почётный дорожник и почётный транспортный строитель России, прошедший «бамовскую эпопею», изучил все премудрости профессии и ушёл на отдых с должности директора по организации и контролю производства ЗАО «Мостострой-9». В период работы Степана Микуляка в «Мостоотряде-31» Андрей частенько наведывался к нему на стройки. Нравились большие краны, механизмы, машины, рабочий процесс. Особенно яркое впечатление произвело на него строительство пешеходного моста на набережной Ангары, являющегося частью мемориала в честь победы в Великой Отечественной войне. «Бывая на демонстрациях, никогда не упускал случая забежать к нему в подсобку, где он угощал нас чаем со сгущёнкой», – вспоминает Андрей.

В 2000-м Андрей Микуляк закончил Иркутский институт железнодорожного транспорта по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», а в 2003-м заочно Байкальский университет экономики и права. Трудовую деятельность начал в институте старшим лаборантом кафедры «Изыскание», практику проходил в ЗАО «Сибмост-45» монтажником и помощником мастера. Первыми его объектами были мосты через Ушаковку и на подъездной дороге к стройплощадке третьего мостового перехода через Ангару, получившего название Академический. А самым первым, который он построил «от и до» уже в должности мастера строительных работ, – это мост на 108-м километре автомобильной дороги Иркутск – Большое Голоустное.

Среди объектов Андрея Микуляка и пешеходный мост через реку Лену в Качуге, который сибирская река разделила на две части. Чтобы перебраться с одного берега на другой, приходилось объезжать добрый десяток километров. Сооружали объект мостовики по собственному проекту, когда Андрей был уже в должности руководителя МО-45. Сдачу моста главы районной и поселковой администраций превратили для жителей Качуга в запоминающийся праздник.

– Это висячий мост, мы таких ещё два построили, – говорит мой собеседник. – В селе Раздолье Усольского района и в Шаманке – через Иркут. 

Мог ли тогда молодой руководитель знать, что строительству искусственных сооружений отдаст всю жизнь, что через несколько лет на его счету появятся уже десятки мостов и путепроводов! Нет, конечно, во время строительства первых он об этом не задумывался, просто делал своё дело, стараясь применить знания, полученные в институте, и опираясь на опыт старших товарищей. И первые «блины», как иногда случается, комом не пошли. «Стоят себе его мосты, радуют людей своей надёжностью, – говорят коллеги. И обязательно добавяют: – Как и сам наш Андрей Степанович».

– Организованность, рассудительность, здравый смысл – вот его сильные стороны, – охарактеризовал своего подчинённого председатель совета директоров ЗАО «Мостострой-9» Юрий Любимов.– Экономически подкованный специалист, не терпит лентяев, грамотных поддерживает чем может. 

– Очень энергичный и принципиальный человек, – говорит директор по производству Юрий Каргапольцев. – Вопросы, которые нужно решать жёстко, не откладывает на завтра и всегда добивается своего. На строительстве моста через Лену бетонные работы стопорились, уходили в режим пониженных температур. Чтобы сделать их в срок, нужно было утепляться, а это дополнительные расходы. Андрей Степанович принципиально поставил вопрос перед заказчиком и генподрядчиком, нашлись и деньги, и утеплитель, и уложились с бетонированием плиты проезжей части в контрактные сроки.

– Грамотный, не боится принять решение, взять ответственность на себя,– поддерживает коллегу директор по организации и контролю производства Сергей Задорожный. – На станции Нижний Бестях под Якутском мы строим эстакады и подпорные стенки. Сложность возникла в исполнении проекта, по которому нельзя было продолжать работы. Специалисты генподрядной корпорации «Трансстрой» не могли толково объяснить проектному институту, как строить. Препирались друг с другом, пока Андрей Степанович не нарисовал своё предложение по выходу из ситуации. Проектировщики рассмотрели его и изменили проект, сейчас работы возобновились.

За годы работы Андрей Микуляк награждался Почётной грамотой мэра Иркутска, благодарностью губернатора, юбилейной медалью «В память 350-летия Иркутска».

– Андрей Степанович, за вашими плечами десятки искусственных сооружений. Какое из них останется самым памятным?

– Их много. Я горжусь тем, что работаю на предприятии с яркими страницами его истории. Горжусь коллективом, который в конце 1950-го начинал строительство «трассы мужества» Абакан – Тайшет, сооружал Братскую ГЭС, Байкало-Амурскую магистраль, Иннокентьевский мост через Ангару в Иркутске… В 1990-е политическая жизнь в стране внесла свои коррективы в дальнейшую деятельность треста «Мостострой-9». Но коллектив достойно пережил реформаторский зуд с его экономическими передрягами. ЗАО «Мостострой-9» и его дочерние общества не потеряли ни надёжности, ни стабильности. В прошлом году выполнены объёмы на 1 миллиард 218 миллионов рублей. Работы велись по строительству железнодорожных линий Беркакит – Томмот – Якутск, Нарын – Лугокан, Улак – Эльга, на мостовом переходе через Ангару в Иркутске, двух путепроводах через ВСЖД на автодороге М-53 «Байкал», реконструкции мостов через реки Ока и Мишиха, пешеходном переходе на улице Седова в Иркутске… Всего построено и сдано под укладку путей семь железнодорожных и один автодорожный мост.

Среди памятных – мостовой переход через реку Лену вблизи села Пономарёво Жигаловского района. Особенностью этого шестипролётного 240-метрового красавца является то, что впервые в Приангарье на проезжую часть уложен не привычный глазу асфальтобетон, а сталефибробетон. Из-за перебоев с финансированием многие не верили, что мостовой переход будет сдан в срок. Чтобы справиться с контрактом, пришлось даже корректировать проект, а ещё применить новую технологию – устройство проезжей части с использованием сталефибробетона. Этот материал с металлическим волокном позволяет вести работы в минусовые температуры, значительно увеличивает долговечность конструкции мостового покрытия. А самое главное – он дал возможность избавиться от существовавшей паромной переправы, которая эксплуатировалась в межсезонье и не выдерживала большегрузных машин. На объекте работали более сотни наших специалистов, в основном вахтовым методом. Привлекались также жители Качугского и Жигаловского районов, так что люди строили дорогу и мост для себя, своих детей и внуков. 

Ещё один предмет для гордости – пешеходный переход на улице Седова в Иркутске от музыкального театра в «Иркутскую слободу». Кстати, возведён он сверхоперативно: 

2 июля прошлого года на площадку заехала буровая машина, а 15 сентября сдали в эксплуатацию. Сейчас строим вторую часть, она соединит мост с многоуровневым пространством. Опоры там уже стоят, осталось смонтировать пролёт, планируем завершить работы ко Дню города. 

– Сегодня многие ваши коллеги сетуют на отсутствие загруженности, объёмов работ. А какая об-становка у вас? 

– Пока грех жаловаться. Объёмы по строительству и ремонту на 2012 год составили более 1,5 миллиарда рублей. Помимо вышеперечисленных объектов ведётся реконструкция большого автодорожного моста через реку Оку, строительство эстакады в посёлке Замзор и автодорожного путепровода через ВСЖД на обходе села Трактово-Курзан на автодороге М-53 «Байкал». Быстрыми темпами развёрнуто строительство моста через реку Мишиху в Бурятии.

– Много нареканий у иркутян вызывают автомобильные заторы на улицах, чему способствует и закрытие движения по улице Байкальской, где вы заняты на строительстве мостового перехода. Какая на нём сегодня обстановка? 

– Заканчиваем работы по сооружению трёх опор. На сегодня бригады ЗАО «Сибмост-45» завершили бурение скважин под них, сделали фундаменты и приступают к бетонированию тел опор. В мае они будут переданы генподрядному ОАО «Иркутскгипродорнии» под монтаж пролётных строений. Будем надеяться, что 1 июля по Байкальской откроется сквозное движение…

ЗАО «Мостострой-9» и его дочерние общества достойно продолжают трудовую летопись по строительству мостов и эстакад на железных и автомобильных дорогах Томмот – Кердем, Улак – Эльга, Нарын – Лугокан, Беркакит – Томмот – Якутск, на подъ-ездном железнодорожном пути к Чинейскому месторождению руд, Эльгинскому месторождению углей и ряде других. Сегодня положение ЗАО «Мостострой-9» на строительном рынке отличается высокой надёжностью и стабильностью. Его подразделения являются крупными мостостроительными организациями Восточной Сибири, обладают современной техникой, уникальным оборудованием, хорошей производственной базой, способными вместе и каждая в отдельности строить любые по сложности мосты и другие искусственные сооружения в разных регионах страны. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры