издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Расставили приоритеты

Инвестиционные проекты в лесной отрасли подверглись ревизии

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

В этом году федеральный бюджет за счёт использования лесных ресурсов Иркутской области пополнился на 1 миллиард 48 миллионов рублей. В региональную казну поступило несравнимо меньше – всего 85 миллионов. Сейчас регион, занимающий первое место по объёмам заготовки древесины в России, страдает от незаконных рубок и налоговых неплатежей. Перевести ситуацию на язык цифр попыталось правительство Иркутской области в минувший четверг.

Бензопила в подарок 

За неполный год инспекторами Агентства лесного хозяйства Иркутской области выявлено 1934 случая незаконной рубки древесины. Поймать и привлечь к уголовной ответственности удалось 455 человек, но ни один осуждённый ни в этом, ни в прошлом году не получил реального срока лишения свободы. По мнению руководства агентства, местных жителей, причастных к незаконным рубкам, расхолаживают не только формальное отношение к уголовному преследованию и привычка к условным срокам. Потерять «кормильцев», трактор или бензопилу, практически нереально. Если за весь прошлый год на нелегальных вырубках задержали почти 500 единиц автотранспорта и 730 бензопил, то по решению суда в доход государства оказались изъятыми только 11 тракторов и 223 бензопилы. Остальное возвращается владельцу и снова используется по назначению.

По данным руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области Виталия Акбердина, большая часть незаконно заготовленной древесины легализуется через пункты скупки, распиловки заготовленной древесины и отгрузки древесины. Расчёт за древесину, даже по официальным документам, на всех уровнях идёт за наличные, поэтому налоговых поступлений в бюджет нет. Работники на пунктах скупки официально не трудоустроены, на многих из них работают граждане Китая. Большое количество нелегальных мест скупок в Куйтунском, Осинском и других районах. Только в последнем действуют 15 нелегальных мест скупки древесины, в том числе в посёлках Жданово, Майск, Бильчир. 

Кроме прочего, в регионе отсутствует механизм изъятия древесины и пиломатериалов, находящихся на пунктах отгрузки без документов о легальности происхождения. Единственным выходом Виталий Акбердин видит внесение изменений в областное законодательство. По его мнению, в закон об организации деятельности пунктов отгрузки и приёма древесины необходимо внести изменения, которые позволят изымать ресурсы в доход государства. Однако, как отмечают юристы, таких полномочий у местных властей нет. 

«Ходоки» лесного фонда 

Менее масштабный, но не менее доходный способ наживы практикуется на участках Иркутского района. Из моды не выходит выведение земель лесного фонда под строительство дачных посёлков по Байкальскому тракту. По скромным подсчётам, выгода от такой операции может составлять около полумиллиарда рублей. По словам губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко, «ходоков», надеющихся отщипнуть кусочек земли в красивом хвойном лесу, пусть и без инфраструктуры, у него бывает предостаточно. По данным агентства лесного хозяйства, на сегодняшний день 80 дачных некоммерческих товариществ (ДНТ) готовят материалы, обосновывающие перевод земель лесного фонда в иные категории. 

В итоге вдоль Байкальского тракта как грибы плодятся полулегальные садоводства, «родовые поместья» и другие формы посёлков. Капитальные постройки возводятся там под видом временных и затем легализуются, но главной проблемы это не решает. «Когда мы будем подводить туда инфраструктуру, натолкнёмся на все эти временные посёлки: перегороженные набережные, дороги, перегруженные коммуникации, как в центрах городов. Здесь же появятся и обманутые вкладчики», – прогнозирует Сергей Ерощенко.  

Однако продавцов привлекательных земель такие вопросы не занимают. Только в этом году предназначение сменили три участка общей площадью 38,6 гектара, прежде являвшиеся защитными лесами. Все ДНТ действуют по одной схеме: вместе с администрацией муниципалитета готовят ходатай-ство, которое рассматривается на федеральном и региональном уровнях, и после ряда согласований получают земли в собственность, аренду или безвозмездное пользование. После размежёвки собственники участков приступают к продаже. «Экономическая эффективность» от реализации участка в 40 гектаров, подсчитали в агентстве, составляет более 400 млн. рублей. 

В частности, в «чёрном» списке ведомства состоят посёлки Жемчужина и Прибрежное-2, возведение капитальных строений в которых идёт с нарушениями природоохранного законодательства. 

Внимание региональных властей к себе также приковала история предприятия «Иркутскиндстрой», созданного в 1991 году для обеспечения населения комфортным жильём. Постановлением мэра Иркутского района Сергея Зубарева компания, в составе акционеров которой было большинство крупнейших предприятий региона, получила 6 тысяч 400 гектаров земли под индивидуальную жилую застройку. На участках выросли множество посёлков, среди которых Мельничная Падь, 3-й посёлок ГЭС, Новая Лисиха, Еловый. 

Однако после кражи документов на предприятии через несколько лет при неясных обстоятельствах сменились акционеры, и управление пере-шло в руки двух человек, а распоряжение землями продолжилось. По данным губернатора, на участках, купленных у «Иркутскиндстроя», возведён посёлок Берёзовый. «Все имеющиеся у меня документы я публично передаю в правоохранительные органы, поскольку понятно, что работа предприятия лежит за пределами нормальной экономической деятельности», – заявил Сергей Ерощенко. 

Неверные приоритеты 

В отношении других участников рынка, вызывающих недовольство региональных властей, применять жёсткие меры пока не собираются. Но заявить о проблемах некоторых приоритетных инвестиционных проектов (ПИП) в сфере освоения лесов всё же пришлось. Всего в Иркутской области различные предприятия, призванные развивать глубокую переработку древесины, реализуют шесть инвестпроектов. Для них в аренду за половину минимальной ставки и без аукционов отдано 45 лесных участков.

Однако, по заявлению Виталия Акбердина, предоставленную возможность предприятия используют неактивно: затягивают реализацию проектов и не торопятся выполнить взятые по договорам социального партнёрства обязательства, при этом в бюджет области от минимальных арендных платежей не поступает ни копейки. Не выполняется и плановый объём заготовки древесины, который на 1 октября этого года превысил 330 млн. кубометров. Фактически заготовлено 60% от плана, а основной объём в 72% приходится на группу «Илим». 

Однако невыполнение обязательств перед регионом не мешает предприятиям продавать древесину по цене, во много раз превышающей первоначальную стоимость. «ЗАО «ЛДК-Игирма», приобретая кубометр ликвидной древесины за 9 рублей 89 копеек, по договору поставки от 1 февраля 2011 года продаёт кубометр по цене 150 рублей на корню. ООО «ТСЛК», приобретая кубометр ликвидной древесины за 8 рублей 41 копейку, по договору поставки продаёт его за 67 рублей на корню», – привёл примеры Виталий Акбердин. По его мнению, области необходимо ужесточить ответственность за исполнение обязательств вплоть до лишения компаний приоритетных договоров.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры