издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В краю шагающих гигантов

«Громаднейший экскаватор, двух-, трёх-, а то и пятиэтажный дом на базе и поворотной платформе с немаленькими лапками, которыми он усердно шагает с места на место». Подобной фразой начинается статья о шагающих экскаваторах на известном интернет-портале, претендующем на звание энциклопедии современной культуры и фольклора. Действительно, размеры подобных машин поражают воображение, а зрелище более величественное, чем их работа, представить трудно. В этом лишний раз убедились корреспонденты «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ и Дмитрий ДМИТРИЕВ.

– У вас какая машина? – поинтересовался директор по персоналу филиала «Разрез «Черемховуголь» ООО «Компания «Востсибуголь» Андрей Уваров, когда мы, преодолев 160 с лишним километров дороги от Иркутска до Черемхова, вошли в его кабинет. 

– «Шевроле Орландо». 

– Оставляйте её! – выразительно махнул рукой Андрей Анатольевич. 

Через полчаса, прокатив на классическом «уазике» по грунтовым дорогам разреза, местами ухабистым, местами раскисшим от недавнего дождя, мы убедились: без полного привода и высокого клиренса здесь делать нечего. До нашей цели – шагающего экскаватора ЭШ 20.90 под бортовым номером 37, на котором работает лучшая по итогам 2012 года бригада, – добраться можно только на внедорожнике. Цифры в названии драглайна (именно так правильно называется горная машина, у которой стрела и ковш связаны канатами) означают соответственно объём ковша и длину стрелы – 20 кубометров и 90 метров. 

Цифры немалые, но по меркам профессионалов горная машина невелика: до начала девяностых на Назаровском разрезе, что в Красноярском крае, работал рекордный для СССР экскаватор ЭШ 100/100, а подвешенный на 95-метровой стреле ковш самого большого в мире «американца» Big Muskie, который был построен в 1969 году компанией Bucyrus и проработал 30 лет на разрезе в Огайо, вмещал 168 кубов породы. 

Тем не менее исполины, используемые на разрезе «Черемховуголь», впечатляют неподготовленного зрителя не меньше, чем первый полёт на самолёте или впервые в жизни увиденная новогодняя ёлка в далёком детстве. Когда взбираешься по крутым лестницам в кабину машиниста и бросаешь взгляд на уходящую вверх стрелу, поневоле испытываешь лёгкое головокружение и слабость в коленках. Рядом с махиной, которая по своим габаритам превосходит жилую пятиэтажку и весит 1690 тонн, вахтовый «КАМАЗ» выглядит игрушкой, а один её вид вызывает восхищение техническим гением, её создавшим. 

«Привык уже много работать»

К сожалению, застать за работой именно 37-ю машину не удалось: накануне нашего приезда «шагарь» из-за внезапной поломки временно выбыл из строя. «Душа болит – хочется ведь хорошо поработать до октября, когда экскаватор на годовой ремонт встанет, – вздыхает бригадир Виктор Гончаров, – крепкий улыбчивый седовласый мужчина из разряда тех настоящих работяг, на чьих плечах держится вся горнодобывающая отрасль. – У нас если простоишь день-другой, уже начинаешь задумываться, сможешь выполнить план или нет. Работать надо постоянно: не будешь работать – не будет показателей и меньше заработает вся бригада». 

«Шагарь» №37 в этом году отметит 25-летие

У Виктора Григорьевича за плечами свыше 40 лет стажа. За это время ему, уроженцу Черемхова, довелось поработать и на разрезе «Богатырь» в Казахстане, и в Монголии. На родном разрезе прошёл весь путь от электрослесаря до машиниста шагающего экскаватора. На ЭШ 20.90 за номером 37 работает с того момента, как в декабре 1988 года машину смонтировали. «Из тех, кто был на монтаже, сейчас остались двое – я и Сергей Савин, который как пришёл первым помощником машиниста, так до сих пор на этом месте, – рассказывает он. – Хотя машинистом мог бы стать, наверное, ещё лет пятнадцать назад. Но, видимо, сам не хочет уходить на повышение». 

Сейчас в экипаже, которым командует наш собеседник, числятся 15 человек. Трудятся по трое в смену, длящуюся 12 часов: с восьми утра и до восьми вечера либо с восьми вечера и до восьми утра. «Работать стараемся хорошо», – говорит Виктор Григорьевич, и это не звучит банально: по итогам 2012 года его бригада уже не первый раз была признана лучшей на разрезе. Сомневаться в заслугах не приходится: в прошлом году было вскрыто 3,452 млн. куб. м породы, а в общей сложности перемещено 4,401 млн. кубометров.  Получается в среднем около 360 тыс. кубов ежемесячно. План на нынешний август скромнее – 258 тыс. кубометров породы. «Хочется, конечно, триста тысяч сделать, – говорит Гончаров. – Привык уже много работать, по-другому просто не могу». 

По тому, как он произносит эту фразу, чувствуется старая закалка. Впрочем, так можно сказать обо всех, кто трудится на разрезе по рабочим специальностям – как и во многих отраслях промышленности, в основном здесь мужчины в возрасте около 50 лет. Молодёжи немного – большинство на такой работе просто не задерживается. «Проблема с кадрами, – констатирует Виктор Григорьевич. – Учат, к сожалению, плохо. Раньше в городе был учебно-курсовой комбинат, там и преподавали, и проверяли знания на совесть. А сейчас приходит парень с удостоверением машиниста, ты ему показываешь схему и спрашиваешь, что это, а он в ответ пожимает плечами. Или спрашиваешь, как их приводу учили, а он говорит: «В этом наладчики разбираться должны». И как этот человек рычагами работает?» 

Под пристальным взглядом Высоцкого

ЭШ 20.90 по своим габаритам превосходит пятиэтажку

Разговор об успехах и проблемах экипажа «шагаря» происходит в кабине машиниста, атмосфере которой небезуспешно пытались придать налёт домашнего уюта. Если не обращать внимания на пульт управления и пейзаж за стеклом, кажется, будто находишься в рабочем кабинете, владелец которого привнёс в его оформление частичку своей души: к стенке приклеен портрет Владимира Высоцкого, стилизованный под каноническое изображение Че Гевары кисти ирландского художника Джима Фицпатрика, в окружении плакатов, призывающих работать по принятой в энергоугольной компании системе 5С: сортировать, соблюдать порядок, содержать в чистоте, стандартизировать и совершенствовать. Рядом на полочке стоит небольшой радиоприёмник, явно призванный внести разнообразие в монотонные будни машиниста и тех, кто работает вместе с ним.

Во второй кабине, примостившейся с другого борта экскаватора, и вовсе оборудована небольшая кухня – холодильник, плитка и стол. Этот факт совершенно не удивляет: бригада находится здесь по 12 часов, а до ближайшей столовой ехать несколько десятков километров. Вот и приходится, не отходя от рабочего места, создавать домашний уют. Кстати, бригада шагающего экскаватора трудится постоянно, без перерыва на выходные и общегосударственные праздники, так что те, кому выпадает дежурство на Новый год, по традиции ставят в кабине ёлочку. 

К самому экскаватору, который за годы работы безо всякого преувеличения становится вторым домом, относятся словно к живому существу. К примеру, на разрезе принято отмечать дни рождения машин. Тем более когда они отмечают юбилеи, как «шагарь» №37, которому в декабре нынешнего года исполнится 25 лет. Молодой технику, конечно, не назовёшь, но экскаватор, произведённый ещё в восьмидесятые годы на Уральском заводе тяжёлого машиностроения, продолжает исправно работать на благо угледобычи в Иркутской области. Мелкие поломки, вызывающие небольшие простои, в расчёт можно не брать – отказы в нелёгких условиях эксплуатации время от времени случаются и у самых надёжных машин. 

«Песни» механических китов

«Привык много работать, по-другому просто не могу», – говорит Виктор Гончаров

Впрочем, без фотографий работающего шагающего экскаватора с разреза мы не уехали – в роли «модели» выступил такой же ЭШ 20.90, носящий номер 39. Машина выполняла планировку – готовила ровную площадку, чтобы в дальнейшем «шагать» по ней в ходе вскрыши породы. Если, стоя неподалеку от неё, закрыть глаза, кажется, будто рядом резвится механический кит – звуки, которые издаёт громадная машина при поворотах стрелы, напоминают «песни» морских гигантов, а тихое шуршание породы, высыпаемой из ковша, наводит на мысли об океанских волнах. 

Зрелище поистине величественное и с непривычки несколько пугающее: когда стоишь на краю выработки и видишь приближающийся ковш, инстинктивно делаешь несколько шагов назад. Но только в первый раз – дальше убеждаешься в том, что сидящий в сотне метров от тебя машинист своё дело знает и все движения выполняет с ювелирной точностью. Не приходится сомневаться и в профессионализме всех тех, кто работает на Черемховском разрезе. А когда по возвращении в город мы проезжаем мимо угольного склада, где под погрузкой стоит товарняк, становится очевидным: местные шахтёры точно так же, как их украинские коллеги с Донбасса, упомянутые в профессиональной поговорке, порожняк не гонят. И действительно дают стране угля, не прерываясь на выходные и праздники. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры