издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Российский нефтесервис . Кто возьмется за развитие?

В продолжение состоявшегося 7 июня в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского совещания под председательством министра энергетики РФ Александра Новака и главы Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Юрия Шафраника, 3 июля в Госдуме РФ состоялось третье заседание Консультативного Совета по взаимодействию предприятий нефтегазового комплекса со смежными отраслями промышленности, которое провел председатель Комитета Государственной Думы по энергетике И.Д. Грачёв. В заседании приняли участие Депутаты Государственной Думы, представители федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, нефтесервисных компаний. Обсуждалась ситуации на российском рынке нефтесервисных услуг и профильного оборудования.

Справка:

Консультативный Совет по взаимодействию предприятий нефтегазового комплекса со смежными отраслями промышленности (нефтегазовое строительство, нефтегазовый сервис, нефтегазовое машиностроение, трубная промышленность и другие) сформирован при председателе Комитета Государственной Думы по энергетике. Основная задача — обсуждение и координация деятельности нефтегазовых компаний при взаимодействии со смежными отраслями промышленности в интересах развития российской экономики.

Участники заседания продолжили обсуждение целого ряда наболевших проблем, которые стоят перед отечественным нефтегазовым сервисом, включая необходимость господдержки отрасли, налаживание тесного и прозрачного взаимодействия между заказчиками услуг и подрядчиками, обеспечение выгодных условий финансирования проектов, своевременной оплаты заказа. Кроме того обсуждалась проблема износа оборудования, в частности бурового, демпинг заказчиков по ценовым условиям договоров с подрядчиками.

Нефтегазодобывающая отрасль, приносящая 60 процентов доходов в бюджет страны, имеет огромное значение для социально-экономического развития России. Однако, уровень добычи нефти и газа напрямую зависит от сервисных услуг, в первую очередь таких как бурение и ремонт скважин, проведение геологотехнических мероприятий и так далее. Без их развития, в конечном итоге, рано или поздно будет испытывать колоссальные трудности и нефтегазодобыча.

Участники заседания отметили, что объем рынка отечественного нефтесервиса сегодня составляет более $25 млрд. При этом российские компании находятся в условиях жесткой конкуренции с западной «большой четверкой»: Schlumberger, Baker Hughes, Weserford,  Halliburton. По словам заместителя генерального директора ЗАО «ССК» Алексея Канашука : «Отечественное оборудование сильно устарело: его износ составляет от 70%. В период с 2013-2016гг. предстоит массовое списание буровых установок (БУ). В данное время сервисными компаниями приобретаются в основном БУ китайского производства. По тяжелым и мобильным буровым установкам зарубежные производители занимают доминирующее положение». Производить модернизацию технического парка оборудования самим подрядчикам не позволяет сегодняшняя ситуация: дорогие кредиты, заказчик не готов вкладываться в инвестиционную составляющую переоборудования производства, большие сроки оплаты выполненных работ. Также слишком краткий срок контрактов (всего год), значительно затрудняет долгосрочное планирование деятельности. В своем выступлении Алексей Канашук предложил:

  • внедрить практику заключения долгосрочных договоров (на 3-5 лет) заказчика с сервисными компаниями, прошедшими квалификацию соответствия со стандартами компании – недропользователя;
  • уменьшить максимальные штрафные санкции для сервисных компаний;
  • включить в контракты инвестиционную составляющую, достаточную для приобретения нового оборудования;
  • ввести господдержку отечественного производителя, в том числе выдачу кредитов с низкой ставкой под производство профильного оборудования (до 5%). Кроме того, актуально назрела проблема утилизации устаревшего бурового оборудования.

Участники совещания были солидарны в том, что господдержка отечественного нефтесервиса необходима, но полного взаимопонимания в том, какой она должна быть, достичь не удалось. Заказчики говорили, что готовы поддерживать отечественного производителя при условии, что он предоставит оборудование и качество услуг по уровню и цене не хуже западных. В первую очередь добывающие компании готовы финансировать свои собственные сервисные структуры. Подрядчики акцентировали на высокую конкуренцию с крупными западными сервисными компаниями и ценовой прессинг со стороны заказчиков. Аналогичное расхождение обнаружилось и в вопросе ограничения минимального срока контрактов. Подрядчики хотели бы долгосрочных контрактов на 3 — 5 лет, а заказчики пока заключают договоры максимум на год. Правда, с рядом оговорок недропользователи готовы перейти на 2-3-летние соглашения.

По итогам обсуждения принята резолюция, с которой согласны далеко не все участники совещания. Документ подлежит доработке, но некоторые его составляющие будут учтены в последующей законодательной практике.

Резолюция такова:

Участники совещания считают, что для кардинального улучшения положения в российском нефтегазовом сервисе необходимо принять ряд мер, в том числе:

  •  Минэнерго России сформировать систему координации деятельности нефтесервисных компаний и поставщиков нефтегазового оборудования.
  • Создать открытую базу данных с подробной и обновляемой информацией о нефтесервисных компаниях.
  • Установить  специальную,  сниженную до 5 % годовых процентную ставку по кредитам,  направляемым на техническое перевооружение нефтесервисных компаний.
  • ФАС России обеспечить исключение из тендерных условий и договоров на поставку продукции требований со стороны заказчика об отсрочке платежей за поставленную продукцию или выполненные услуги на срок более 30 дней (сегодня сроки платежей со стороны заказчика составляют до 90 дней).
  • ФАС России принять предупредительные меры по недопущению требований заказчика о снижении договорной цены в процессе исполнения договора, если таковое снижение не обусловлено изменением других существенных условий договоров.
  • Внести  изменения  в действующий Федеральный закон о госзакупках с целью смещения приоритетов в сторону долгосрочных, 3–5-летних договоров, создания и развития конкурентной среды поставщиков одного и того же вида услуг или товаров, если таковые потребляются на регулярной основе, создания преференций для малых сервисных компаний производственного и инновационного профиля (сегодня отрасль в основном работает по годовым контрактам).
  • ФТС России обеспечить публикацию информации о ввозе в страну техники для нефтегазового комплекса.
  • Ростехнадзору провести инвентаризацию основного технологического оборудования, используемого в нефтегазовой отрасли на опасных производственных объектах. Полученные данные опубликовать.
  • Ростехнадзору подготовить информацию о возрастной структуре парков буровых установок и установок, отработавших установленный срок.
  • Минпромторгу России разработать и внести на утверждение Правительству РФ программу утилизации на льготных условиях нефтегазового оборудования со сроком эксплуатации 20 лет и выше.
  • Минэнерго России обеспечить подготовку и публикацию раз в полгода прогнозных оценок развития нефтегазового комплекса на предстоящие три года.
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры