издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Очень тревожный показатель

КСП в бюджете на 2014–2016 годы увидела изменение структуры доходов

Проект бюджета Приангарья на 2014–2016 годы со скрипом прошёл через публичные слушания. Контрольно-счётная палата, анализируя документ, указала на «тревожную» тенденцию. Оказывается, теперь казна региона будет пополняться в первую очередь за счёт налога на доходы физлиц. А вот некогда главные налогоплательщики позиции ныне сдают – налог на прибыль предприятий сокращается. Так, выпадающие доходы по «Верхнечонскнефтегазу» в 2014 году составят 3,4 млрд. рублей. Чтобы как-то компенсировать потери, регион может воспользоваться стартовавшей реформой образования и сократить расходы на дошкольное образование, уверены общественники. Подробности – в материале Анны Павловой.

В минувшую пятницу в столице Приангарья прошли публичные слушания. Члены правительства Иркутской области презентовали общественности и депутатам проект бюджета на трёхлетний период, а также поделились безрадостными прогнозами дальнейшего развития региона.

«Федеральный центр рассчитывал на то, что с 2015 года Иркутская область перестанет быть дотационным субъектом. Поэтому уже с 2016-го панировалось прекратить поддержку региона за счёт средств федеральной казны», – сообщила собравшимся министр финансов Наталия Бояринова. Но пока очевиден факт: доходы региона сократились, а расходные обязательства, наоборот, выросли.

Основные параметры бюджета предложены минфином на 2014 год: доходы составят 95,9 млрд., расходы – 105,6 млрд., дефицит – 9,7 млрд. рублей. На 2015 год доходы – 98,3 млрд., расходы – 111,2 млрд., дефицит – 

13 млрд. рублей. В 2016 году – соответственно 106,8 млрд., 120,3 млрд. и 13,5 млрд. рублей.

Министр финансов области, объясняя ситуацию с дефицитом, в очередной раз сослалась на тенденции мировой экономики. Плохо всем, и Приангарье не исключение, дала понять Наталья Бояринова: «Эти обстоятельства не позволили на сегодняшний день сформировать прогнозную часть доходов бюджета с учётом роста к объёму бюджета 2013 года». Одно из таких обстоятельств – снижение налоговых поступлений от нефтедобывающих компаний, которое ещё месяц назад анонсировали областные власти. В этот раз Наталия Бояринова раскрыла тайну в персоналиях. По одному из крупнейших налогоплательщиков, компании «Верхнечонскнефтегаз» («Роснефть»), в 2014 году Иркутская область недополучит 3,4 млрд. рублей, это выпадающие доходы по налогу на прибыль ОАО. В 2015 году сумма составит 1,4 млрд. рублей.

– ВЧНГ достиг совокупного объёма добычи сырой нефти в 25 миллионов тонн. Из-за этого для компании отменяется федеральная льгота по другому налогу – НДПИ. Снижение налога на прибыль также связано с изменениями учётной политики консолидированной группы налогоплательщиков. Компании, входящие в эту группу (в том числе «Роснефть», владеющая ВЧНГ), имеют право учитывать не только прибыль по своим предприятиям, расположенным на разных территориях, но и суммарные убытки. Это и привело к уменьшению налогооблагаемой базы, – отметила Бояринова.

Однако не только ВЧНГ, но и другие компании Приангарья сдают позиции, попадая в мировой тренд. Не вдаваясь в подробности, экономисты облправительства сообщили: в среднесрочной перспективе иркутские предприятия ожидают сокращения своей прибыли из-за снижения цен на реализуемую ими продукцию (золото, нефть, товарная целлюлоза).

При этом расходные обязательства региона, не преминула напомнить Наталия Бояринова, увеличились. Речь идёт о майских указах президента, для их выполнения, по подсчётам местных финансистов, на пять лет потребуется 163 млрд. рублей. А также о новых полномочиях, которые Приангарье получит с 1 января 2014 года в рамках реформы образования, – финансировании зарплаты работникам детсадов, обеспечении играми и игрушками этих дошкольных учреждений. В итоге в федеральном бюджете для Иркутской области решено предусмотреть на 2014–2016 годы дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в 5 млрд. рублей (2,1 млрд. на 2014 год, по 1,4 и 1,7 млрд. на 2015 и 2016 годы), а также 2,2 млрд. рублей для частичной компенсации расходов на выполнение майских указов президента (зарплата отдельным категориям работников бюджетной сферы).

Тем не менее скроить бюджет без дефицита у финансистов не получилось. Для покрытия дефицита Приангарье, по словам чиновницы, планирует выпустить ОДО, привлечь кредиты из бюджета страны, а также занять у коммерческих банков.

Несмотря на такой коллапс с бюджетом, по прогнозам местного минэкономразвития, в регионе будут расти инвестиции в основной капитал. По умеренному сценарию развития Иркутской области, составленному ведомством, этот показатель будет увеличиваться на 2-3% в год, по инерционному – на 6–9%. Ожидается и развитие строительного комплекса Приангарья – с темпом 4–6% в год. В 2013-м объём введённых квадратных метров составит около 900 тыс., в 2014–2016 – от 1 до 1,4 млн. 

«Одним из определяющих факторов, оказывающих влияние на развитие Иркутской области, является экспортно-ориентированная особенность экономик региона», – поделилась представительница министерства экономического развития. Но панацея уже найдена. С целью минимизации рисков Приангарья из-за экспортной зависимости решено создавать условия для развития нефтегазохимии, фармацевтики, глубокой переработки древесины и, как следствие, моногородов. Докладчица не уточнила, как давно было принято такое решение и когда начнётся его реализация. Но у собравшихся возникло ощущение, что они это уже слышали раньше.

Между тем руководителя Контрольно-счётной палаты Ирину Морохоеву такая положительная динамика по экономическим показателям удивила: «При снижении прибыли предприятий и индекса промышленного производства инвестиции в основной капитал у нас увеличиваются. Компании решили вкладывать больше в своё производство в условиях кризиса? Тогда это должно отразиться в показателе по налогу на имущество. Но мы этой взаимосвязи не увидели». Сделала она ещё одно замечание экономистам правительства: все прогнозы социально-экономического развития основываются, как правило, на долгосрочных программах и концепциях. В Иркутской области такая программа есть, но, увы, она учитывает период 2011–2015 годов. Таким образом, 2016-й вообще под программы не попадает.

Терзает Ирину Морохоеву тревога и другого плана. Впервые с 2014 года в Приангарье меняется структура доходов бюджета. В частности, налог на прибыль, который раньше был основным при формировании доходной части, теперь заменил другой – НДФЛ. В 2014 году 27 млрд. рублей составит НДФЛ, 27,1 млрд. – налог на прибыль. Далее расклад изменится: в 2015 году 30,8 млрд. рублей даст НДФЛ, 27,4 млрд. – налог на прибыль; в 2016-м 34,2 млрд. – НДФЛ, 28,9 млрд. – налог на прибыль.

«Это очень тревожный показатель. НДФЛ у нас связан более чем на 40% с бюджетным сектором. И только оставшаяся часть налога идёт на бизнес. Получается, теперь этот вид дохода будет на треть зависеть от нашего бюджета – сколько потратим на зарплату бюджетникам, столько пойдёт в казну», – объяснила Ирина Морохоева. Между тем в пояснительной записке минфина к проекту бюджета руководитель КСП не нашла информации, как всё-таки считались основные доходы региона.

Расходная часть тоже попала под критику КСП. В новом проекте бюджета она впервые представлена не по статьям, а в виде 17 госпрограмм (такая система распределения расходов предусмотрена теперь в федеральном законодательстве). По мнению аудиторов КСП, это снизит прозрачность расходной части: «Уводя деньги в госпрограммы, мы отдаём очень много полномочий самим министрам. Это будет мешать отслеживать целевое использование средств».

Представители общественных организаций и муниципальных образований тоже не остались равнодушными к новому проекту бюджета. Добрая половина их замечаний сводилась к одному – все опасаются ухудшения положения в дошкольном образовании после передачи этих полномочий региону (с 1 января 2014 года). На детсадах и воспитателях Приангарье сэкономит в трудные годы, уверены общественники. «С передачей финансирования по зарплате работников детсадов на уровень региона произойдёт фактическое сокращение ставок воспитателей», – заявила Галина Терентьева, председатель совета женщин. Депутат из Ангарского района Олег Тюменев и вовсе уже подсчитал, чем обернётся реформа для муниципалитета: «Установленное нормативное количество воспитателей на группу с 12-часовым пребыванием не обеспечивает потребность Ангарского МО. Никакая это не сказка – сокращение штатной численности в Ангарском МО произойдёт на 193 единицы. Предусмотренный в бюджете норматив расходов на приобретение учебников, пособий, игрушек в расчёте 500 рублей в год на одного воспитанника не обеспечивает фактическую потребность. Необходимый  минимум – 780 рублей в год». Не отставала со своими аргументами на эту  тему и Валентина Федосеева, председатель Иркутской областной профсоюзной организации работников народного образования.

Чиновники минобразования и зампред правительства региона Владимир Пашков пытались урезонить протестующих, уверяя, что все проблемы можно будет решить в плановом порядке, но пока аргументы убедительными не оказались. Принять спорный проект бюджета предстоит депутатам Заксобрания на следующей неделе.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры