издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Особая экологическая зона

  • Автор: Фёдор ТКАЧУК

Байкальскую природную территорию «укомплектовали» современной системой наблюдения за состоянием окружающей среды. По замечаниям специалистов Минприроды РФ, пока подобные установки в России работали лишь в Сочи. Однако совершенствование оборудования, которое будет получать информацию в режиме реального времени о качестве воды, воздуха, почвы, не решает более очевидной проблемы – с мусорными свалками на берегах Байкала.

В рамках ФЦП «Охрана озера Байкал» в Иркутской области, Бурятии и Забайкалье началась модернизация средств наблюдения за состоянием окружающей среды. Первые итоги этой работы подводились на минувшей неделе в Иркутске в рамках межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал, проходившей под руководством министра природных ресурсов РФ Сергея Донского. 

Мобильный контроль

В столицу Прибайкалья министр прибыл не с пустыми руками. Он сообщил, что в регион в июле 2014-го за счёт средств ФЦП приобретены и уже поставлены два автомобиля (по 6 млн рублей каждый), оснащённые современным оборудованием нового поколения. Это передвижные экологические лаборатории по контролю за качеством воздуха, которые будут работать в наиболее загрязнённых городах региона – Ангарске и Иркутске. Они также способны отбирать пробы на тяжёлые металлы, формальдегид – вещества высокого класса опасности. Полученные передвижными лабораториями результаты будут в режиме реального времени поступать для обработки к специалистам, после чего публиковаться на сайте Иркутскгидромета. Материал станет обновляться каждые 20 минут, пообещал федеральный чиновник. Таким образом каждый житель Байкальского региона сможет отслеживать экологическое состояние своей территории. В Бурятию подобная установка поступила в 2013 году.

Кроме того, за прошедшие два года в Приангарье появились станции, позволяющие проводить автоматизированный отбор проб воды, воздуха по заданной программе; далее пробный материал анализируется в стационарной лаборатории. Одна из таких станций находится в Листвянке, работает на солнечной энергии. До конца года в Иркутской области всего появится 20 таких станций, контролирующих состояние воздуха, и две – воды. Ведётся строительство научно-исследовательского судна для экологического мониторинга озера Байкал.

В 2013 году началось создание сети наблюдения за стойкими органическими загрязнителями окружающей среды (СОЗОС) на Байкальской природной территории. При этом в ведомстве отметили, что по России в целом на сегодняшний день такой мониторинг не ведётся. Так, Иркутское и Забайкальское управления Росгидромета ежегодно анализируют пробы донных отложений Байкала на наличие такого загрязняющего вещества, как бензопирен. В 2014 году будут организованы пункты постоянного наблюдения за атмосферным переносом СОЗОС в Листвянке, Култуке, Танхое. Это дало возможность плотно обследовать экосистему озера на предмет загрязнения СОЗОС. 

Совместно с Лимнологическим институтом в рамках ФЦП проводятся комплексные кругобайкальские экспедиции. В 2013-м впервые получены количественные данные о содержании в прибрежных почвах донных отложений токсафена, включённого в Стокгольмский список стойких органических загрязнителей. При этом зафиксирован перенос этого пестицида через атмосферу. Сейчас результаты проб обрабатываются. Обнаружили учёные и атмосферное перенесение других опасных пестицидов, причём часть из них в СССР и современной России не применяются. Таким образом, есть основания предполагать, что они поступают с территории Монголии. Дополнительные исследования этого вопроса будут проведены в конце августа 2014 года во время экспедиции в Бурятию.

По мнению представителей Минприроды и Росгидромета, Байкальскую природную территорию сегодня можно считать практически полностью укомплектованной уникальным автоматическим комплексом  наблюдения за состоянием окружающей среды. Подобная система работает пока лишь в Сочи – там она была запущена во время подготовки к Олимпийским играм.

Мусорная статистика

Тем не менее модернизация средств наблюдения качественного скачка для экологии окружающей среды не даёт. Представители региональных министерств природных ресурсов выступили на совещании с докладами, согласно которым на Байкальской природной территории (БПТ) по-прежнему основной нерешённой проблемой остаётся наличие ТБО.

Так, в Иркутской области, по словам регионального министра Олега Кравчука, на БПТ расположено 16 муниципальных образований (МО), четыре из них – в центральной экологической зоне. При этом только в девяти муниципалитетах приняты и реализуются программы по охране окружающей среды, ещё в двух документы на разработке. Но, по словам Олега Кравчука, на их реализацию местные бюджеты предусматривают менее 1% от своих доходов. «Это свидетельствует о необходимости дополнительной финансовой поддержки», – комментирует чиновник.

Количество образованных за 2013 год твёрдых бытовых и промышленных отходов на Байкальской природной территории (в границах Приангарья) составило 4,74 тыс. тонн. Из  них 1,7 тыс. тонн (35% от общего количества) – бытовые. Объём мусора растёт из-за сезонного увеличения населения (садоводы и туристы) в центральной экологической зоне Байкала.

При этом всего в 16 МО действуют 10 лицензированных полигонов для отходов, из них три – для ТБО, пять – для смешанных и два – для промышленных отходов. Переработкой отходов занимаются 35 предприятий, имеющих лицензии. Между тем полигонов по-прежнему не хватает, констатирует чиновник. При общей потребности Иркутской области ещё в 30 новых полигонах на Байкальскую территорию из них выпадает 14 площадок. «Мы разработали ПСД для строительства полигонов бытовых отходов, направили на госэкспертизу. Параллельно подали также в Минприроды РФ бюджетные заявки на финансирование в 2014–2020 годах строительства 16 мусоросортировочных и перерабатывающих станций, 8 полигонов для ТБО на Байкальской природной территории в границах Иркутской области», – сообщил иркутский министр.

Его коллега из минприроды Бурятии добавил, что всего на территории республики образуется ежегодно порядка 10 тыс. тонн отходов 1–4 классов опасности, из них утилизировать, переработать удаётся 75%. При этом по твёрдым бытовым отходам, которые составляют 263 тыс. тонн, показатель ниже – только 1%. Тем не менее даже с таким показателем Бурятию по сравнению с Иркутской областью можно считать продвинутым регионом в плане мусоропереработки. Так, по словам чиновника, в Улан-Удэ началось строительство третьей очереди завода. Проект предусматривает производство альтернативного вида топлива из органической составляющей ТБО. Сегодня уже разработана и проходит экологическую экспертизу ПСД. Бурятия, пользуясь случаем, попросила руководителя  Минприроды РФ включить проекта в ФЦП «Охрана озера Байкал». По оценкам республиканских властей, на него требуется 2,3 млрд рублей инвестиций.

На тенденцию по развитию мусоропереработки в Восточной Сибири обратили внимание и федеральные чиновники из Минприроды: «В Иркутской области образовано, по данным на 2013 год, 120 миллионов тонн отходов (5 миллионов тонн из них ТБО), в Бурятии – 59 миллионов, в Забайкалье – 104,5 миллиона тонн. При этом по переработке в Приангарье один из самых низких показателей, потому что такого производства здесь вообще нет, как и в Забайкалье», – утверждают эксперты.

Вопрос по сбору и вывозу мусора в Бурятии уже стоит не так остро, как переработка. За последние пять лет количество несанкционированных свалок сократилось в 7 раз – с 1024 до 147. Количество заключённых договоров по сбору мусора возросло с 10 до 96 тысяч.

– Очень эффективной оказалась следующая мера. Мы обязали производителей отходов – юридических и физических лиц – иметь документы, подтверждающие законность вывоза отходов на объекты размещения. При их отсутствии предусмотрена административная ответственность, которая в 10 раз превышает ежемесячную оплату по договору вывоза отходов, – комментирует представитель бурятского министерства.

Зато проблемой остаётся размещение мусора. Всего в Бурятии существует семь полигонов для ТБО, остальные объёмы мусора, по данным республиканского минприроды, хранятся на санкционированных свалках или размещаются временно на объектах хозяйствующей деятельности. В рамках ФЦП «Охрана озера Байкал» регион рассчитывает построить ещё 30 полигонов с мусоросортировочными комплексами.

Представители Росприроднадзора, правда, на совещании заметили, что в Бурятии, как и в Иркутской области, мусор по прежнему «хранится» и на несанкционированных свалках. В 2014 году во время рейдов сотрудники ведомства обнаружили 168 мест несанкционированного размещения ТБО общей площадью 220 гектаров. На сегодняшний день ликвидировано 128 на 120 гектарах. 

Но образовать новые полигоны без наличия у МО БПТ генсхем и схем территориального планирования будет проблематично, подчёркивают в Росприроднадзоре: «В этом случае не получится грамотно разобраться с вопросами логистики – строить площадки под отходы придётся в каждом муниципалитете. В итоге получится, что в одном районе появится полигон, а рядом с ним, например через границу, окажется другой, уже действующий. Это будет нерационально, и бюджетных денег на все объекты у нас просто не хватит». Надо заметить, что генсхемы в БПТ утверждены по 7 из 16 МО (из них две – в центральной экологической зоне).

Антропогенный вклад

Оценивая ситуацию по двум регионам, входящим в Байкальскую природную территорию, специалисты Росприроднадзора отметили, что в первую очередь серьёзная антропогенная нагрузка на озеро создаётся сегодня туристической отраслью. По данным федерального ведомства, на двоих Бурятия и Приангарье принимают 1,5 млн человек (зарегистрированные туристы). Правда, с этими выводами не согласился губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, он уверен, что реальные данные сильно завышены официальной статистикой.

Вносят свой «вклад» в экологию Байкала и промышленные объекты. Их в границах БПТ 551, все подлежат федеральному экологическому надзору. В центральной экологической зоне находится 171 организация, в зоне атмо-сферного влияния – 101, в буферной – 279. Среди прочего федеральные представители отметили негативное влияние предприятий угольной промышленности в Бурятии. Так, например,  в Селенгинском районе в итоге вскрышных работ образовалось 25 млн тонн отходов. Всего в 2013 году объём отходов от вскрышных работ на Байкальской территории вырос на 32%. Зато в центральной экологической зоне этот показатель уменьшился на 12%, что специалисты Росприроднадзора связывают с прекращением выпуска целлюлозы на БЦБК.

В то время как негативно влияющие на экологию факторы остаются, препятствующая загрязнению инфраструктура (в первую очередь речь идёт об очистных сооружениях) выходит из строя. Такая ситуация наблюдается,  к примеру, в Северобайкальске. На балансе РЖД здесь числятся очистные сооружения, построенные много лет назад. Сегодня они пропускают (работают на 30% от своей мощности) 7,5 тыс. кубометров стоков в сутки, обслуживают 51 организацию. Причём, по данным РЖД, только 2% сбросов – промышленные, остальные – хозбытовые. Между тем в конце 2013-го именно к работе этих сооружений возникли серьёзные замечания у прокуратуры и природоохранных ведомств. РЖД было вынесено административное наказание за загрязнение сточными водами от железнодорожных объектов.

Представитель железной дороги на совещании сообщил, что обвинение необъективное: «При его предъявлении не были приняты во внимание выявленные Росприроднадзором места антропогенного загрязнения озера, находящиеся в 700–850 метрах выше очистных. Возникновение таких мест напрямую связано с несанкционированным сливом из машин сточных вод, содержащих большое количество нефтепродуктов, синтетических поверхностно-активных веществ. Разовый несанкционированный слив из 10 таких машин превышает годовой лимит по норме для очистных станций Северобайкальска. Кроме того, от жилищно-коммунального комплекса города на очистные поступают стоки, концентрация которых в десятки и сотни раз превышает допустимые для сооружения нормы по синтетическим поверхностно-активным веществам».

РЖД предлагают передать очистные сооружения городу, а также настаивают на том, чтобы подключить к КОС ту часть жилых районов, которая сегодня не обеспечена  канализационной системой.

В Иркутской области всего действует 44 объекта по очистке сточных вод на Байкальской природной территории, построены они в 30–40-х годах прошлого столетия. Регион подал заявку на получение в рамках ФЦП субсидий в размере 160 млн рублей на ремонт шести объектов. Между тем по трём из них возникла проблема, сообщают иркутские члены правительства. «Мы не можем в Красноярске уже несколько месяцев получить положительное заключение – нам постоянно отправляют документы на доработку. Хотелось бы понять суть требований Главгосэкспертизы», – сообщила зампред правительства Лариса Забродская. Министр Сергей Донской пообещал лично подключиться к решению проблемы.

Он также добавил, что поднимет вопрос развития Байкальского региона в конце августа на заседании правительства РФ. В частности, чиновник обещает обратить внимание федеральных властей на развитие газификации и перевод автомобилей на газомоторное топливо – наиболее экологическое направление для БПТ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры