издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Для «неравнодушной линии» нет мелочей

Вот уже почти год, как в компаниях «ЕвроСибЭнерго» вступил в силу Кодекс корпоративной этики. Как прошло это время? Есть ли эффект от нововведения? Своими впечатлениями делится уполномоченный по этике ГК «Волгаэнерго» Ольга Косолюкина.

– Ольга Николаевна, судя по всему, текущий год уместно было бы обозначить как «ознакомительный» в плане внедрения кодекса этики. Удалось ли просветить всех – ведь в компании работает более 2000 человек?

– Уже с начала года наши основные усилия были направлены на доведение до людей Кодекса корпоративной этики, сопровождающих его документов, а также отладке каналов связи, которым впоследствии дали название «Неравнодушная линия». Эта информация нужна работнику, когда он столкнулся с нарушением кодекса или оказался в сложной этической ситуации. Для этого была обеспечена максимальная доступность информации с учётом специфики компаний, входящих в группу. А именно: для офисных работников был создан внутренний сетевой ресурс, где достаточно пройти по ссылке, чтобы получить информацию по Кодексу, прочитать тематические статьи или же задать вопрос online и оперативно получить на него ответ. Работникам на производстве были выданы красочно оформленные брошюры с текстом Кодекса корпоративной этики и контактами «Неравнодушной линии», а также во всех подразделениях размещены информационные плакаты. Все желающие могут попасть на приём к уполномоченному по этике, у которого есть специально отведенные приёмные дни (подробная информация о них размещена на стендах компаний). Мной уже проведено более 30 встреч с производственными коллективами.

– Пользуются ли популярностью такие встречи? Насколько они полезны для сотрудников?

– Безусловно. Ведь именно они являются важнейшим инструментом для доведения до работников положений кодекса. В течение года такие мероприятия проводились в каждом производственном коллективе: в цехах, в теплосетевых районах, в структурных подразделениях предприятий. На них я старалась доступно комментировать положения кодекса, стандарты профессиональной этики, отвечать на вопросы и приводить примеры, учитывая специфику каждого подразделения. Объясняла, что ознакомление каждого работника под роспись с Кодексом – это не простая формальность: компания ожидает от работника исполнения положений Кодекса и поведения, определённого его стандартами. 

– Какой вывод вы сделали после проведения цикла встреч? Велика ли эффективность этих мероприятий? 

– На мой взгляд, начало положено очень неплохое. Мероприятия были полезны и для меня лично как уполномоченного по этике, и для работников. Я познакомилась с людьми, увидела ­условия, в которых они трудятся, узнала об их заботах и проблемах. Работники, в свою очередь, теперь имеют чёткое понимание, с кем конкретно они будут общаться, если решат воспользоваться каналами «Неравнодушной линии». Людям очень важно знать, как будут развиваться события после их обращения: не зависнет ли вопрос в воздухе, не будет ли преследований. На мой взгляд, это вполне понятные человеческие переживания. На встречах я всегда подчёркиваю: обращение по каналу «Неравнодушной линии» не подлежит разглашению, если работник сам того не пожелает, но при этом обязательно будет объективно рассмотрено. На встречах задаётся много вопросов. Те, кто ещё не готов спросить сразу, во время встречи, с удовлетворением воспринимают информацию о том, что могут имеют возможность позвонить, отослать электронное сообщение, согласовать личную беседу с уполномоченным, при необходимости – даже вне объявленных часов приёма. 

– Насколько охотно сотрудники идут на контакт? 

 – Радует реакция коллективов на презентации кодекса: большей частью это одобрение, признание нужности, удовлетворённость наличием возможности защитить себя и свой коллектив от несправедливости и произвола, если таковые будут проявлены с чьей-либо стороны. Мне кажется, в ментальности россиян нет тяги к «стукачеству», ведь наша память хранит отпечаток сталинских времен. Россиянин толерантен, терпелив и законопослушен, но уж если несправедливость достанет – выльет свой протест сполна. Саму возможность заявить о нарушениях и быть услышанным люди воспринимают одобрительно и серьёзно. С моей стороны важно не подвести, не подорвать доверие, быть внимательной к каждому обращению, поступившему на «Неравнодушную линию».

– Давайте поговорим о топ-листе вопросов… Что коллег волнует в первую очередь?

– Замечу, разные коллективы задают весьма разные вопросы. Вот недавний пример: на производственном участке теплогенерирующей компании работник спрашивает: «Если человек хам, а я на него пожалуюсь, он разве изменится? Да и какое наказание он может понести за это?» Отвечаю: «Во-первых, с нашей стороны не обойдётся без расследования, по результатам которого (разумеется, если факты подтвердятся) в отношении нарушителя сначала будет предупреждение, а в дальнейшем, при рецидиве, возможны и выговор, и даже увольнение. Думаю, это более чем убедительно». Работник не стал официально обращаться с жалобой на обидчика, но наличие потенциальной возможности найти управу на хама его определённо порадовало.

Многих поставило в замешательство разъяснение положения о недопустимости, согласно Кодексу, использования рабочих ресурсов в личных целях, например, компьютера – для передачи показаний своих квартирных приборов учёта через сайт нашей энергосбытовой компании, для оплаты коммунальных платежей через «Сбербанк onlinе» или оплаты кредита (я уж не говорю о рассылке коллегам фото из отпуска). Порой мы буквально живём на работе, не считаясь со сверхурочными, если есть производственная необходимость, и эти ограничения кажутся нам не самыми справедливыми. 

– Каким образом вы комментируете этот вопрос? Думаю, он волнует многих…

– Согласно Кодексу, использование рабочих ресурсов в личных целях не допускается, но везде следует исходить из здравого смысла. Не случайно эти ограничения установлены именно как этическая норма. Рядом с каждым рабочим местом не устанавливается контроль, да и никто не ставит такой задачи. Главное, чтобы каждый из нас понимал, что это так же предосудительно, как проехать в общественном транспорте, не заплатив, сорвать цветы с городской клумбы, забрать полотенце из гостиницы. Нам доверяют и надеются на нашу порядочность. Здесь каждый сам себе и коллеге контролёр. Главное понимать, что это не принято по этическим нормам, но не доходить при этом до абсурда и потери здравого смысла. Всем нам нужно дисциплинировать себя и использовать корпоративный ресурс только по прямому назначению.

– Есть ли пример «разбора полётов», который вам наиболее запомнился?

– Разумеется. И более того, одно из обращений уже принесло немалую пользу компании. На этом примере я убедилась в том, что каждое обращение заслуживает самого пристального внимания. 

Ко мне обратились работники по поводу проволочек с закупкой товарно-материальных ценностей: необоснованно долго согласовывались документы. Проблема быстро урегулировалась, всё оформили, исправили очень оперативно, но поскольку Кодекс корпоративной этики предписывает надлежащее рассмотрение каждого обращения, я стала разбираться, по какой причине произошла задержка, кто виноват. В результате оказалось, что проблема в организации документооборота, на которую и прежде обращали внимание, но её кардинальным решением могло быть только внедрение электронного документооборота, а оно постоянно откладывалось в силу иных приоритетных задач. В порядке устранения недостатка, выявленного в процессе расследования обращения, было подготовлено и выпущено совместное решение по Группе компаний «Волга­Энерго», в котором намечен чёткий срок внедрения электронного документооборота, а выполнение со­вместного решения взято на контроль «Неравнодушной линии». Из этого случая я сделала вывод – для неравнодушной линии нет мелочей, важно тщательно разобраться с каждой проблемой, высветить её, а её решение и устранение – задача специалистов.

Мнения

Руководитель службы IT «Волгаэнерго» Алексей Никитин:

– Структура группы компаний «Волгаэнерго» предполагает сложную схему документооборота. Планы по автоматизации этого процесса появились ещё в 2013 году, но в силу других, более приоритетных, задач их реализация откладывалась. Сигнал «Неравнодушной линии» в рамках выполнения стандарта «Эффективность, контроль и отчётность» заставил мобилизоваться в решении этой проблемы. Учитывая важность выбора производителя системы электронного документооборота, было принято решение обменяться предварительно опытом внедрения с коллегами из периметра нашего бизнеса. В частности, в решении проблемы с внедрением электронного документооборота уже оказана методическая помощь со стороны IT-специалистов EN+. Коллеги не так давно внедрили аналогичный программный продукт и согласились посодействовать нам. Совместно была проведена презентация, идёт разработка технического задания на внедрение. Конт­роль со стороны «Неравнодушной линии» дисциплинирует. 

Менеджер кадровой службы «Волгаэнерго» Елена Бородина:

– Внедрение норм Кодекса корпоративной этики в жизнь трудовых коллективов – задача важная и необходимая. Это дисциплинирует и рабочих, и руководителей, и специалистов. Возможность и доступность обращения к этическому уполномоченному позволяет оперативно решать больные вопросы, возникающие в жизни любого коллектива, тем самым снижая социально-психологическую напряжённость, и помогает лучше понять задачи, поставленные руководством компании. Работнику важно быть услышанным и получить обратную связь, что и позволяет Кодекс корпоративной этики.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры