издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Контроля много не бывает

Закон об общественном контроле обсуждается в областном парламенте

В Законодательном Собрании Иркутской области идёт работа над законом об общественном контроле. Принятие этого документа даст право общественникам на законных основаниях наведываться с инспекциями в органы власти и государственные организации, устраивать проверки и экспертизы. Проект регионального закона подготовили сотрудники Института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского. Для общественного обсуждения документ был размещён в Интернете, предложения к закону подготовили члены Общественных палат Иркутской области и Иркутска. 12 мая в областном парламенте обсудили, каких ещё доработок требует законопроект.

В дискуссии приняли участие депутаты, члены Общественных палат Иркутской области и Иркутска, представители муниципальных образований и общественных организаций, уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области Светлана Семёнова.

То, что закон об общественном контроле должен был появиться у нас в регионе, осознают не только власти, но и рядовые жители области. «Люди хотят участвовать в решении проблем, контролировать институты власти, иметь больше возможностей для своего развития. В свою очередь наличие развитой системы общественного контроля помогает преодолеть отчуждение государства от общества, повысить доверие граждан, избежать бюрократического произвола, – сказал, открывая заседание, председатель комитета по госстроительству Борис Алексеев. – Необходимо отметить, что в настоящее время на первый план выходят вопросы форм и методов общественного контроля и его эффективности».

Законы об общественном кон­троле пока приняты лишь в нескольких регионах страны. Региональные документы стали появляться вслед за Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», принятым 21 июля 2014 года. Он впервые в российском законодательстве официально закрепил само понятие общественного кон­троля: было заявлено, что общественные институты вообще вправе инспектировать работу органов власти и государственных организаций. «Появление федерального закона можно только приветствовать. Хорошо, что такой закон есть. Но принятый федеральный закон не идеален с точки зрения качества проработки. Мы провели анализ федерального регулирования и обнаружили, что оно ­изобилует отсылочными положениями. Они не всегда хорошо стыкуются между собой», – рассказал о сложностях при подготовке закона директор Института законодательства Алексей Петров.

Опереться на региональные законы других субъектов РФ не представлялось возможным, поскольку, судя по нескольким документам об общественном контроле, которые уже были приняты соседями, сотрудники Института законодательства сделали вывод, что и у их коллег нет чёткого понимания, каким образом сфера общественного контроля должна быть отрегулирована на региональном уровне. 

Законодатели поставили перед собой непростую задачу: соблюсти баланс интересов контролёров и объектов контроля. «С одной стороны, люди, которые готовы добросовестно заниматься общественно-полезной деятельностью, должны быть допущены к проверкам. С другой стороны, их активность не должна привести к неоправданным сбоям в работе органов государственной власти», – отметил Алексей Петров. 

Итогом работы стал документ, который вводит в практику новый орган – общественный совет при Законодательном Собрании Иркутской области. В законе достаточно детально прописаны основные формы работы совета – инспекции общественного контроля, общественная проверка, общественная экспертиза, общественное обсуждение. Отдельно сказано о том, что замечания общественных контролёров в обязательном порядке должны учитываться. Очевидно, что деятельность не имеет смысла, если выводы будут «уходить в пустоту». В проекте закона прописаны также условия посещения учреждений и организации проверок. 

Алексей Петров напомнил, что предметом закона не является контроль над органами местного самоуправления, поскольку это не относится к полномочиям государственной власти. Однако Институт готов подготовить модельный нормативно-правовой акт, который потом смогут использовать муниципальные образования. 

Исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская отметила, что отдельные элементы общественного контроля в регионе уже существуют. Так, почти во всех муниципалитетах второго уровня и некоторых муниципалитетах первого уровня созданы общественные советы, на всех сайтах муниципальных образованиях работают электронные приёмные. Особенно активно этот инструмент используют в Шелеховском, Нижнеудинском и Усть-Кутском районах. Среди проблем, возникающих при осуществлении общественного контроля, Зоя Масловская отметила недостаточно высокий профессиональный уровень общественных инспекторов. «В основном общественный контроль ведут очень активные граждане, эти люди готовы идти на риск, но не всегда они компетентны», – подчеркнула она. По мнению представителя Ассоциации, было бы хорошо для общественных контролёров, и не только для них, организовать правовое обучение.

Эксперт Общественной палаты области Сергей Босхолов обратил внимание участников обсуждения на многолетнюю проблему организации заседаний. Речь о неявке должностных лиц на обсуждение проблемных вопросов. Сергей Босхолов посетовал на то, что ни в федеральном, ни в региональном законе не предусмотрены меры воздействия на чиновников, которые срывают обсуждения. «В Общественной палате мы постоянно сталкиваемся с этой проблемой. Приглашённые не приходят вообще либо присылают вместо себя людей, которые не принимают решения. И никаких полномочий обеспечить их явку нет».

На это замечание Алексей Петров ответил тем, что не стоит переоценивать значимость правовых механизмов. Общественные советы – не власть, отношений подчинения между чиновниками и общественными контролёрами нет. Никто не вправе заставить человека, занимающего ту или иную должность, прийти на заседание общественного совета. Вместе с тем существуют другие инструменты воздействия на чиновников, которые уклоняются от диалога с общественниками. Например, о том, что представитель власти не явился на обсуждение, можно заявить публично.

Завершая заседание, Борис Алексеев сообщил, что региональный закон об общественном контроле планируется рассмотреть в окончательном чтении в июле нынешнего года. Замечания и предложения к документу можно подать до 20 июня.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры