издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Укротитель тигров и судьбы

«Мы добрые люди, но наш бронепоезд стоит на запашном пути. Так говорил мой дед», – утверждает дрессировщик, народный артист России Мстислав Мстиславович Запашный. В Иркутск он привёз свой спектакль «Триумф 21-го века». Уникальность шоу заключается в том, что пять тигров, которые находятся на зеркальных шарах, по-слушно проделывают удивительные пируэты. При этом дрессировщик не раз поворачивается к ним спиной. Секретов дрессуры Мстислав Запашный-младший не раскрывает, хотя в одном интервью обмолвился, что, заходя в клетку к тиграм, говорит: «Мы с вами одной крови, только я – главный». Каков известный дрессировщик в обычной жизни, пыталась разобраться ЕЛЕНА ЛИСОВСКАЯ.

Пообщаться с народным артистом России Мстиславом Запашным журналисты смогли сразу же после первого представления, которое он дал в Иркутске. По традиции оно было благотворительным – бесплатно его могли посетить дети из малообеспеченных семей. Хотя они приходят и на «обычное» представление, если в зале есть места. Общался Мстислав Запашный-младший с нами стоя. «У нас так принято, что артист не может садиться в костюме», – пояснил он, хотя тёплую куртку поверх всё-таки надел.

– Вы – носитель замечательной фамилии. Чувствуете свою ответственность?

– Обязательно. Этот факт имеет большое влияние на всю мою жизнь. Я не могу позволить себе многие шалости и вольности.

– Какие, например?

– Прыгнуть с дерева. Я не могу сломать себе ноги, потому что должен быть на манеже. У меня большая ответственность: подтверждать, что я – номер один.

Во время первой части спектакля Мстислав Запашный в обычном чёрном костюме стоял напротив главного выхода, напоминая сотрудника службы безопасности. Он что-то тихо говорил в рацию, подавал сигналы дирижёру. «В нашей семье так заведено, – пояснил он позже. – Мой отец поступал точно так же. Ведь я не только директор коллектива, но и художественный руководитель. Этот спектакль я сам ставил».

– Свой первый цирковой номер помните?

– Первый раз самостоятельный номер мне доверили в девятом классе. До этого я работал в групповом номере. Во время гастролей в Баку наш ковёрный клоун (выступающий в перерыве между номерами, когда расстилается или убирается покрытие манежа. – «Конкурент») сломал ногу. За час до спектакля меня встретили на проходной и сообщили, что срочно зовёт отец. Он сказал: «Сегодня работаешь ковёрным, выступаешь на лошади, делаешь репризу. Сейчас всё отрепетируем». До этого я репетировал номер жокея-наездника, но быть клоуном – это совсем другое. Всю работу сделал на автомате, уехал с арены на лошади и даже не понял, что произошло. И только на третьем спектакле начал чувствовать зал, завязывать контакт со зрителем, что-то обыгрывать.

– Помните, в каком возрасте впервые на манеж вышли?

[/dme:i]

– Судя по фотографиям, года в три меня вывозили на лошади: лошадь делала поклон, я – комплимент (так называется акцентированное принятие исполнителем позы после завершения трюка либо при выходе на аплодисменты. – «Конкурент»). Но в этом плане мой младший сын Мстислав переплюнул всех своих родственников. Меня в три года вывели на сцену, моего отца – в пять. А сын впервые оказался там в 10 месяцев и 15 дней. Сейчас ему нет трёх лет, он до сих пор не пропустил ни одного спектакля. Почти профессиональный артист.

У Мстислава Запашного большая семья. По традициям цирковой династии вместе с ним гастролирует в качестве ассистента 17-летний Ярослав. 20-летняя Екатерина работает балетмейстером, 18-летняя Валерия учится в Казанском цирковом училище. Шестилетняя Анастасия занимается гимнастикой и иногда выходит с папой на манеж в конце представления. Младшие – Мстислав, уже получивший имя «третий», и Мирослава, которой всего 10 месяцев, – не пропустили ни одной репетиции и спектакля.

– Редко встретишь мужчину, у которого так много детей.

– Я очень люблю детей. Так жизнь сложилась, что у меня их столько. Я не жалею, это большая радость. Дети всегда со мной: старшие работают, а младшие, как я в своё время, сидят за клеткой с тиграми, смотрят. Я строгий отец, к себе так отношусь, и детям, бывает, достаётся. И супруге тоже. Морально, конечно.

– Чем она занимается?

– Мною. Самый главный ребёнок в семье – это я. Она раньше работала моделью, была ведущей на ГТРК «Рязань». Познакомились мы с ней на телевидении, когда она делала со мной интервью.

– Как долго вы вместе?

– Я не считал, но лет шесть точно. Это не первый мой брак.

[/dme:i]

«Мой адрес – не дом и не улица», -– отвечает Запашный на вопрос о том, где его дом. Немного лукавит. Свой дом у него есть, в Сочи, где он возглавляет местный цирк, в горах, с видом на море. Правда, бывает он там не так часто, как хотелось бы, -– пару раз за месяц. Впрочем, это Запашного-младшего ничуть не смущает – любовь к кочевой жизни он, по собственному выражению, впитал с молоком матери. «Лежать и плевать в потолок – не моё, -– признаётся он. – Даже в отпуске через две недели мне становится скучно, хочется чем-то заниматься, куда-то двигаться».

– Как выглядит ваш день?

– Сегодня, перед представлением, костяк труппы проснулся в пять утра. Обычно мы встаём в шесть. До 12.00 у нас репетиция с тиграми, потом репетируют медведи, лошади, собаки. В шесть часов ещё одна репетиция. Если всё складывается хорошо, то в восемь-девять вечера она заканчивается, а если нет, то работаем дольше.

– Вы замечательно спели в конце выступления. Какие у вас ещё таланты есть?

– Я ещё танцую.

– Может, крестиком вышиваете? – не смогли удержаться журналисты.

– В детстве вышивал.

– Остаётся время на увлечения?

– Я люблю рыбалку. Хотя нравится мне не столько сам процесс, сколько отдых. У нас есть команда, лодки, спиннинги. Я тыкаю пальцем в карту, мы садимся в машины и едем, ищем место, где расположиться, ставим палатки и живём там несколько дней. Отдыхаем. Питаемся в основном тем, что сами поймали. Ещё я люблю баню – настоящую, русскую, с веником. Люблю после неё на снег, в прорубь. В общем, люблю всё по-настоящему.

– Артисты цирка – богатые люди?

– Я богатый человек. Помимо своей основной деятельности я ещё делаю спектакли. Владею бизнесом – занимаюсь грузоперевозками.

– Сколько стран вы уже объехали со спектаклем «Триумф 21-го века»?

– После того как мы с отцом впервые выступили с этим номером 7 июля 2001 года, поступало много предложений из-за границы. Американцы предлагали контракт на 10 лет. Но я сказал, что не поеду за границу до тех пор, пока не объеду с этой программой все российские цирки. И своё обещание держу: турне началось в 2001 году. Мы были в центральной части России, Поволжье, на Урале, в Сибири. После Иркутска отправимся во Владивосток. Потом опять вернёмся в Красноярск и Новосибирск, потому что мы там не выступали, а люди ждут. Потом – в Европу.

Настоящую славу семье Запашных принесли братья Вальтер и Мстислав-старший, народные артисты СССР. Они пробовали себя практически во всех цирковых жанрах. Сейчас в числе известных носителей этой фамилии также Марица – дочь Вальтера Михайловича от первого брака и дети от второго брака – Эдгард и Аскольд.

– Как часто вы общаетесь с родственниками?

– Мы общаемся в основном по телефону. У многих представителей нашей семьи свои большие спектакли, поэтому выступаем мы отдельно. Но у меня есть мечта – собрать всех вместе и сделать общий спектакль. Думаю, что в будущем я её осуществлю.

– Расскажите о творческих планах.

– Мы стараемся не рассказывать о своих намерениях. Когда мы готовили этот аттракцион и было известно, что тигры будут на шарах, некоторые зарубежные цирки сделали зеркальные шары. Правда, маленькие. Наш спектакль – это эксперимент. Мы сами не знали, получится у нас или нет. Сначала делали шары из папье-маше, обвязывали сеткой, заклеивали, укрепляли и репетировали номер втихаря, когда выступали за границей, чтобы никто не увидел. Мы поняли, что у нас всё получилось, только на премьере, когда зал встал, а Кобзон сидел и плакал на первом ряду. И мы тоже все потом плакали.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры