издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Отдых... добровольный и не очень

  • Автор: Ирина ОВСЯННИКОВА, Иркутскстат

Под воздействием мирового кризиса складывается напряжённая ситуация на рынке труда. С конца прошлого года сокращается занятость и растёт безработица. В январе–июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число замещённых рабочих мест в крупных и средних организациях области снизилось на 3,5%.

Потерявшие работу пытаются найти новое место приложения сил самостоятельно или через государственную службу занятости. Число обращений по вопросам трудоустройства резко возросло, к концу июля на учёте состояло более 51 тыс. жителей Приангарья, не занятых трудовой деятельностью, из них 37,6 тыс. имели статус безработного. В сравнении с июлем прошлого года число официально учтённых безработных выросло в 1,8 раза. В противовес этому потребность организаций в работниках имеет тенденцию снижения: годом ранее требовалось 28,1 тыс. работников, теперь служба занятости располагает сведениями о 15,9 тыс. вакансий. При таких разнонаправленных процессах неизбежно усиливается напряжённость на рынке труда: на каждое свободное место приходится по 3 кандидата.

Избегая массового высвобождения кадров, предприятия возобновили практику неполной занятости – предоставление дополнительных вынужденных отпусков или укорачивание рабочего дня (недели) по воле руководства. В первом полугодии более 10 тысяч человек имели незапланированный отпуск, свыше 11 тысяч – сокращённое рабочее время. Хотя бы одну из этих мер регулирования испытали на себе 1,6–1,7% численности работников (в январе–июне 2008 г. – 0,1–0,3%). Связанные с этим трудопотери равносильны полугодовому отпуску для 3,5 тыс. человек. Активнее всего такой режим использовался на добывающих и обрабатывающих производствах, в строительстве.

Подобную инициативу проявляет не только работодатель. Неполное рабочее время устанавливается также по соглашению между работником и администрацией предприятия, а отпуск (без сохранения заработной платы) предоставляется по личному заявлению всех желающих отдохнуть. По данным отчётности, масштабы такой сознательности трудящихся в несколько раз превосходят регулирование времени по приказу свыше.

При всех усилиях полностью сохранить трудовые коллективы не удаётся. По разным причинам за полгода уволились 95,5 тыс. человек (каждый седьмой из трудившихся на крупных и средних предприятиях), из них 8,7 тыс. – по сокращению штатов. Если общий объём выбытия нынче почти вдвое больше прошлогоднего, то число увольнений вопреки желанию работников – в 4 раза. Не все освободившиеся места занимаются новыми сотрудниками. При выбытии 14,6% численности работников принято лишь 13,3%.

В общей довольно мрачной картине всё же просматривается светлое пятно. По оперативным данным специально организованного ежемесячного статистического наблюдения, пик неполной занятости в организациях основных видов деятельности приходился на январь–март. Объём выбытия работников, возросший в марте до 4,3% численности, затем стабилизировался у отметки в 3%. Наметилось возрастание степени замещения выбывших работников: если в январе-феврале вновь занималось 62–63% освободившихся мест, то в последние месяцы – не менее 75% (в июне – 94%).

Но число вакансий продолжает снижаться.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры