издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дискриминация по признаку материнства

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Работодателю сегодня ничего не стоит не только уйти от ответственности перед своими беременными сотрудницами, но и избежать наказания за невыплату пособий. Вот уже полгода после рождения ребёнка работница одного из магазинов Иркутска не может получить выплаты по беременности и родам, не платят ей и пособие по уходу за ребёнком. Начальник отдела правового надзора и контроля в непроизводственной сфере Государственной инспекции труда Иркутской области Валентина Лапшина, занимающаяся этим делом, пока не разводит руками, но признаёт, что юридически подкованный и заматерелый бизнесмен в данном случае может отделаться небольшими штрафами и оставить кормящую мать без пособий.

«Беременных просто ненавидят»

«Женщина работала в этом магазине около пяти лет, несколько раз её признавали лучшим сотрудником. Но стоило забеременеть, как отношение к ней резко изменилось, и она стала врагом номер один. Я могу без преувеличения сказать, что беременных просто ненавидят. Обычно мы справляемся с недобросовестными работодателями быстрее и обязываем их выплачивать пособия, но этот случай особо затянулся. Между директором и сотрудницей произошёл конфликт, и теперь руководство заявляет, что скорее несколько раз выплатит штраф, но не будет выдавать пособие неугодной работнице», – рассказывала Валентина Лапшина об этом, по её словам, из ряда вон выходящем случае на вторничном заседании Общественной палаты Иркутской области.  

Работодатель боится не только беременных, но и любых женщин как потенциальных матерей. По российскому законодательству работница имеет право получить пособие по беременности и родам, которое выплачивается на основании листка нетрудоспособности. На больничном женщина может находиться 70 дней до и 70 дней после родов. Выплаты должны составлять 100% от средней зар-платы, которую она получала до выхода в декрет, при этом стаж работы в организации значения не имеет. Женщина также может рассчитывать на два единовременных пособия при постановке на учёт в медучреждении и при рождении ребёнка. Кроме этого, в отпуске по уходу за ребёнком она может находиться до того момента, как ребёнку исполнится полтора года. Всё это время размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком должен составлять 40% от среднего заработка. Как отмечают эксперты, редкий работодатель платит все пособия исправно и в срок. 

В случае с затянувшимся делом, о котором рассказывает Валентина Лапшина, при помощи Гострудинспекции матери пришлось несколько раз получать дубликаты листка нетрудоспособности. В них всякий раз находились досадные неточности, из-за которых получение пособия становилось невозможным. Сначала больничный «завернули», потому что в нём был неправильно указан возраст женщины. Дубликат, который работница лично принесла в отдел кадров, неожиданно потерялся, и работодатель заявил, что документов не получал. Ещё один дубликат женщина по совету инспекции направила заказным письмом с описью вложения и уведомлением, но работодатель отказался получать эту корреспонденцию. 

«Мы уже и начальника почты под-ключили, но пока ничего не добились. Изначально мы выдали предписание работодателю, затем составили протокол о неисполнении этого предписания, который потом направили в суд. Суд же из-за неточности в протоколе вернул его обратно. Пришлось составлять новый и снова направлять его в суд. Сейчас ждём решения прокуратуры, куда мы также обратились с заявлением. Вообще любое такое дело – это колоссальная работа, необходимо проработать множество документов, побегать по инстанциям. Представьте, что всё это нужно делать женщине с грудным ребёнком на руках», – говорит Валентина Лапшина. 

Штраф для должностного лица, не выплачивающего пособия, составляет от одной до пяти тысяч рублей. В странах Европы, приводят пример эксперты, такие штрафы составляют порядка 20 тысяч евро. С оптимизмом, без которого в такой работе никуда, Валентина Лапшина всё-таки говорит о том, что, возможно, обращение в прокуратуру даст результат и бизнесмена удастся привлечь к ответственности и заставить заплатить пособия. В то же время, по словам большинства правозащитников, каждый работодатель знает лазейки, по которым он без труда сможет «извести» женщину, сумевшую доказать свои права, и уволить её на законных основаниях. 

Портрет безработной

Темой дискриминации по половому признаку, признают в Общественной палате Иркутской области, до недавнего момента никто не занимался. Нет исследований, которые показали бы, насколько сегодня женщина в трудовых отношениях ущемлена по сравнению с мужчиной. Первую попытку пролить свет статистики на ситуацию в регионе предпринял Байкальский союз женщин «Ангара». В области прошло анкетирование, на основе которого специалисты смогли составить социальный портрет безработной женщины и высчитать нечто подобное индексу гендерного неравенства, применяемому за рубежом. В первую очередь анкетирование касалось отдалённых территорий области, где проблемы безработицы проявляются гораздо рельефнее.

Выяснилось, что оплата труда работников «женских» профессий, к которым традиционно относятся учителя, врачи и работники соцобеспечения, на треть ниже средней зарплаты по региону. «Работа по-прежнему имеет большую ценность для женщин, 85% из них вынуждены работать, чтобы семья не скатилась к черте бедности», – говорит представитель «Ангары» Светлана Уралова. Доля женщин среди работников здравоохранения составляет 84%, образования – 80%, социального обеспечения – 74%, ЖКХ – 64%, торговли – 63%. По данным союза, наблюдается снижение числа женщин в хорошо оплачиваемых профессиях сфер финансов, кредитования и страхования. 

Тяжелее всего приходится жительницам моногородов, где мужчинам всё-таки живётся лучше. При этом в неразвитых и аграрных районах плохо оплачивается труд и тех и других, специалисты называют это «равенством в бедности». По данным на моногород Усть-Илимск, на одну «женскую» вакансию приходятся 22 претендентки. Число женщин среди безработных там превышает областной показатель на 53% и составляет 62%. Городской центр занятости в основном предлагает низкооплачиваемые должности, наблюдается рост средней продолжительности безработицы. Половина безработных женщин имеют несовершеннолетних детей. Самые большие трудности в поиске работы испытывают матери-одиночки, матери детей-инвалидов, женщины предпенсионного возраста, инвалиды и беженцы.

Как сообщила президент Союза женщин Альбина Широбокова, подобные мониторинги в Иркутской области раньше не проводились. Анкетирование прошло в рамках проекта «Предотвращение нарушений трудовых прав женщин в Байкальском регионе». По итогам проекта недавно выпущены книги «Женщины на рынке труда: вопросы и ответы» и «Женщине, ищущей работу», а также четыре брошюры, из которых они могут узнать о своих правах. В ближайшее время «Ангара» выпустит свод рекомендаций, которые будут направлены в путинский «Народный фронт» и органы власти разных уровней. Широбокова считает, что пришло время начать борьбу с гендерной дискриминацией в регионе, где большинство женщин пока не готовы отстаивать свои права, а зачастую и просто не знают о них.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры