издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ирина Ежова: «Многие из тех, кто рожает первого ребёнка, сразу настроены на второго и третьего»

  • Автор: Ольга МУТОВИНА, «Восточно-Сибирская правда»

В следующем году иркутский роддом, который в народе получил название «на Бограда», переедет в новое здание. Оно строится по сосед-ству. Доктора говорят, что в просторных помещениях (их общая площадь приближается к 16 тысячам квадратных метров) для рожениц будут обустроены отдельные родильные залы и индивидуальные палаты, где они смогут находиться вместе с родственниками. Что будет со старым зданием роддома, как изменилось отношение современных женщин к появлению ребёнка и следует ли беременным постоянно принимать витамины, корреспонденту нашей газете рассказала главный врач городского перинатального центра, главный внештатный акушер-гинеколог города Иркутска Ирина Ежова.

– Какие заболевания беременных женщин больше всего беспокоят акушеров? Если брать в целом, здоровье пациенток становится лучше или хуже? 

– К сожалению, очень многие заболевания «помолодели». Болезни, с которыми мы раньше сталкивались гораздо позже, сместились лет на 5-6 и теперь сопровождают репродуктивный возраст. Достаточно часто беременные женщины стали страдать сосудистыми нарушениями. Обычно женщины рожают в молодом возрасте, такие заболевания раньше были крайне редкими, мы вообще их не видели. Можете себе представить сочетание инсульта и беременности у молодой женщины? Или такие сосудистые нарушения, когда женщина встаёт на учёт по беременности и при этом постоянно принимает препараты, нормализующие давление? 

– Болезни «помолодели», но и рожать первого ребёнка женщины предпочитают позже. Чем вы это объясните?

– Когда мы были на отрицательном пике рождаемости, женщины искусственно сдерживали свой репродуктивный потенциал. Семья знала, что будет только один ребёнок, поэтому старались сразу родить, пройти уровень декретного отпуска. О втором и тем более третьем ребёнке даже не думали. Я хочу сказать, что сейчас тенденция изменилась. Люди могут отодвинуть сроки рождения детей, чтобы сначала завоевать свою нишу в социуме, обзавестись жильём, получить профессию, найти хорошую работу. Для достаточно приличной группы соотечественников это стало возможным. 20 лет назад это было бесперспективным для людей. Например, получить жильё многие могли, лишь простояв долгие годы в очереди. 

Поскольку я до сих пор принимаю роды и общаюсь с женщинами разных возрастов, знаю, что многие из тех, кто рожает первого ребёнка, сразу настроены на второго и третьего. Действительно, время первых родов сместилось у женщин к 27 – 30 годам. Но это происходит не от нежелания иметь детей, а от стремления подготовиться к этому ответственному шагу. Это нормально.

– Нередко семейные пары заявляют о том, что не собираются обзаводиться детьми, потому что хотят пожить для себя. Считаете ли вы это проблемой?

– Слава богу, в своей профессиональной деятельности не сталкиваюсь с такими семьями. Хочу лишь сказать, что в жизни каждой женщины наступает такой период, когда она с ума сходит, как ей хочется родить ребёнка. Неважно, замужем она или нет. Это физиологические процессы, которые происходят помимо нашей воли. Какой-то период мы можем этим управлять. Но, достигнув определённого возраста, женщина будет стремиться родить. Это инстинкт. Конечно, сломать можно любую схему, но в итоге это становится психологически опасным. 

– Кроме того, в области достаточно много семей, которые не могут иметь детей.  Как вы думаете, почему их становится больше?

– Я не считаю, что их стало больше. Просто раньше люди с этой бедой не сильно-то и обращались. По разным причинам: стеснялись, не видели выхода. Сейчас об этой проблеме стали больше говорить, появилась информация о том, что врачи могут помочь бездетным семьям. Не во всех случаях, но можем. Поэтому с этой проблемой стали чаще обращаться, значит, и статистика учёта бездетных пар пошла вверх. 

– Как по-вашему, сейчас женщины по-другому относятся к рождению ребёнка по сравнению со своими мамами и бабушками?

– Вы знаете, я сейчас получаю огромное удовольствие от общения с современными беременными женщинами. Они стали другими. Какими они приходят подготовленными, насколько хорошо понимают все механизмы, как они въедливы и дотошны в своих вопросах. Попробуй-ка назначь какую-нибудь таблетку, не разъяснив всё подробно! 

Огромное удовольствие получаю от участия семьи. Семья готовится к появлению ребёнка вся целиком. Мне может позвонить бабушка, чтобы посоветоваться, на что нужно обратить внимание в питании, в поведении. Очень ответственными стали отцы. Они нам хорошие помощники: и схватки считают, и поясницу растирают. 20 лет назад в родильном доме мужчины и близко не было. До порога проводил, и до свидания. Только какую-нибудь чепуху напишут на стенах. Сейчас они всё знают, по месяцам всё вам про ребёнка расскажут. Ходят на занятия вместе с женщинами. А в родильном доме мужья и на прививки детей носят, и на кормление носят. Правда, таких сознательных не очень много. Но и мы пока всем желающим не можем создать условия, чтобы семья участвовала в родах.

– Существуют разные мнения о том, стоит ли беременным женщинам принимать витамины. Какова ваша точка зрения по этому вопросу?

– Витамины – это лекарственное средство. Как у любого другого лекарственного средства, у них есть показания, противопоказания и побочные эффекты. К наиболее серьёзным витаминам, которые нагружены большим количеством формул, есть приписка: необходимо посоветоваться с врачом. Нормально протекающая беременность у физически здоровой женщины не требует приёма витаминов, так как чрезмерное употребление их сопровождает такие побочные эффекты, как укрупнение плода, анаболические эффекты, преждевременное закрытие швов и родничков. Я бы предостерегла женщин от настойчивого требования выписки витаминов. В то же время есть показания, при которых приём витаминов необходим. Врачи об этом знают. Если есть проблемы, то доктор три раза за беременность – как правило, это первый триместр, второй триместр и перед родами – их назначит. Не скрою, одной женщине я сегодня выписала поливитамины. Но никто и никогда не назначал витамины по одной таблетке все девять месяцев. 

– В Интернете и в книжных магазинах появилось много литературы о различных техниках приёма родов. Как вы считаете, имеет право женщина сама выбрать, как рожать? В вашем роддоме практикуются нестандартные способы?

– Да, конечно, практикуются. Но здесь нельзя уйти в крайности, следуя за модой. Когда мы ведём роды, мы внимательно наблюдаем за женщиной. Например, к нам приходит женщина, которая ждёт первого ребёнка, и говорит: «Я буду рожать вертикально». Хотя по физическим параметрам ей этот способ не подходит, для её анатомического сложения предпочтительна другая позиция. Мы ей можем порекомендовать другой способ. Ещё один важный аспект – позиция при родах должна быть удобна всем. Если по каким-то причинам акушерке будет неудобно, это может сказаться на качестве медицинской помощи. Позиция должна быть комфортна и неопасна.

– В вашем родильном доме есть всё необходимое оборудование, чтобы помогать детям появляться на свет здоровыми?

– Необходимый минимум, конечно, есть. Но мы живём в высокотехнологический век. Например, 10 лет назад у нас было несколько дыхательных аппаратов для выхаживания недоношенных детей. Нам казалось: какие мы счастливые, мы можем выхаживать слабых детей. Потом появился целый парк таких аппаратов. Сейчас мои педиатры заказали дыхательные аппараты для детей весом 290 граммов. 10 лет назад я даже не предполагала, что мы будем закупать аппараты для столь маловесных детей.

– У вас получалось выхаживать детей весом меньше 300 граммов? 

– Нет, таких ещё не выхаживали. Но вот эта девочка родилась весом 490 граммов. Как вам она?

Ирина Всеволодовна показывает фотографию, с которой смотрит розовощёкий, вполне здоровый и довольный жизнью карапуз. Пухлыми пальчиками малышка крепко держится за складки пиджака своего доктора.

– Нет ощущения, что, выхаживая таких детей, вы совершаете что-то противоестественное?

– А разве где-то написано, что, родив малое создание, мы должны его умертвить на всякий случай: вдруг из него выйдет неполноценный человек? Где написано, что слабого надо убить? Неоказание медицинской помощи – это тоже убийство. Если человек родился живым, ему надо дать шанс. Мы даём. 

Каждый год 1 июня мы устраиваем праздник. На него мы собираем детей, родившихся весом меньше одного килограмма. Эти дети приходят нарядные, с шариками, читают нам стихи и поют песни. Вместе с ними приезжают мамы и папы, бабушки и дедушки. В этом году было 60 ребятишек. Мы показываем им видеозаписи, какими трогательными и смешными были малыши, когда лежали у нас в кювезах. 

Выхаживание таких детей стоит очень дорого. На 12 коек детской реанимации уходит около половины бюджета всего родильного дома. Устраивая себе такие испытания, мы видим слёзы счастья и благодарности. У многих семей это единственный шанс иметь ребёнка. 

– С каждым годом в Иркутске рождается всё больше детей. В вашем родильном доме чувствуется дефицит мест? 

– Бывает, за сутки мы принимаем до 42 родов. 42 женщины размещаются на половине всего коечного фонда роддома. Чтобы принять 42 человека, нам нужно выписать 42 человека. Где вы видели такую больницу, которая готова обменять коечный фонд за сутки? Но мы стараемся, чтобы всем пациентам у нас было комфортно. 

Здание роддома построено в 1961 году. Тогда действовали другие медицинские стандарты, не были предусмотрены палаты для совместного пребывания матери и ребёнка, детская реанимация. Мы реконструировали здание, передвигали перегородки, жертвовали специализированными помещениями, чтобы приспособить его под современные технологии. Сейчас весь ресурс исчерпан. Сделать здание ещё более удобным невозможно. Нужно как можно скорее запускать новый роддом. 

Решение о его строительстве администрация города приняла в 2008 году. Если пройти по улице Бограда, рядом с действующим роддомом можно увидеть новое здание. Думаю, строительные работы и монтирование инженерного оборудования будут завершены к 1 декабря нынешнего года. Затем начнётся установка медицинского оборудования. Общая стоимость проекта – более 1,1 миллиарда рублей, сейчас на строительство и частичную закупку оборудования потрачено около 700 миллионов. Площадь нового родильного дома составит 15 тысяч 750 квадратных метров.

По моим расчётам, новое учреждение должно открыться не позже конца первого квартала 2013 года. Если мы долго будем заниматься оснащением, иркутяне нас не поймут.

– На сколько родов в год будет рассчитан новый роддом?  

– Мощным лечебным учреждением считается родильный дом, число родов в котором превышает 5 тысяч. У нас был один год, когда мы приняли 6770 родов. В нынешнем году у нас уже 4,2 тысячи рожениц. Думаю, к концу года уйдём под «семёрку». В то же время, я думаю, переваливать рубеж семи тысяч для учреждения опасно, так как не должно пострадать качество медицинской помощи. 

– А что будет со старым зданием? 

– Оно закроется на реконструкцию. Этот объект попал в федеральную программу развития Сибири и Дальнего Востока. На реконструкцию выделено 680 миллионов рублей. Переговорами и оформлением документов на вхождение в программу занималось областное правительство, за что я очень благодарна руководству региона. После реконструкции в здании начнут работать педиатрический стационар, отделение акушерской патологии и отделение наблюдения за детьми и беременными женщинами. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры