издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Обывательский взгляд на историю

Сегодня все сидят в социальных сетях. Если у тебя нет аккаунта хотя бы в «Одноклассниках», рискуешь прослыть ретроградом да и вообще человеком, который в жизни ничего не добился, если уж даже пару фоток из Турции выложить в Сеть не можешь.

С этой точки зрения гласом думающей прослойки общества, той, что раньше называли «интеллигенцией», а в последнее время – «креативным классом», является портал сетевых дневников «Живой Журнал». То есть, если можешь не только ретвитнуть или лайкнуть, но и изложить пару мыслей, желательно не словосочетаниями, а сложносочинёнными предложениями, – значит, эта мысль уже достойна внимания широких масс читающей публики, а страна у нас, как известно, самая читающая. В канун Дня Победы я залез в эти самые социальные сети и первые полчаса сидел с отвисшей до клавиатуры челюстью. Впервые мне подумалось, что цензура – не такое уж и зло… 

Я – человек ленивый и глубоко убеждён, что любое действие должно иметь какой-то понятный и пра-гматичный смысл. И мне не ясно, зачем, для какой цели взрослые и, ну допустим авансом, умные люди пишут для всеобщего обозрения такие мерзкие и нелепые вещи. Артемий Лебедев, сын писательницы Татьяны Толстой, известный веб-дизайнер, топ-блоггер ЖЖ, в общем, в Рунете личность известная, раздражённо сообщает: «Советский солдат, воевавший во (на?) второй мировой войне, воспринимается сегодня исключительно могущественным героем. Он хороший по умолчанию. Он завоевал для нас победу, за это мы должны ему кланяться в пояс. А чем он отличается от участника любой другой войны?» 

Потом, ещё более раздражённый отторжением этой точки зрения у многих комментаторов, настырно повторяет в следующем тексте: «В России есть только один культ хуже православия – культ Дня Победы. Священный трепет, придыхание, особая лексика, слова о памяти, приторная забота о ветеранах – всё это вызывает приступы рвоты». Другой блоггер, так же вырвавшийся в топ ЖЖ, перечисляет «пять мифов о победе», где сообщает, что фашистскую Германию победил вовсе не Советский Союз, Гитлер был лучшим другом Сталина, а население частенько встречало вермахт со слезами умиления. 

Опровергать это с цифрами в руках – значит, воспринимать эти откровения всерьёз. Мне непонятно, зачем этот бред, вытащенный из мутной разоблачительной волны времён перестройки, снова декларировать сейчас? Всё это преподносится как истина, в противовес отечественной пропаганде. На деле вместо одной пропаганды нам подсовывают другую, враждебную. 

До войны Гитлер был не только другом Сталина, но и вообще всеобщим другом – помнится, он был на первой полосе журнала «Life», и массовых возмущений в мире это не вызывало. Кто и как встречал наступающий вермахт – сейчас обсуждать глупо, но можно мельком заметить, что предателей не любит никто. Их не уважают, с ними не считаются, и говорить, что они так боролись за свою свободу от коммунизма, всё равно что сравнивать их с рабами, убежавшими с одной плантации на соседнюю, потому что там хозяин, говорят, добрее. 

Кто выиграл войну, знает и русскоязычный, но западный канал Viasat history. Он вовсе не политический, а, наоборот, научно-образовательный. Там прямо говорят, что войну вы-

играли войска англо-американской коалиции, сразу, как только высадились на пляже Омаха в Нормандии. Так что в данном случае вопрос стоит не в отстаивании окончательной исторической правды, а в выборе уже существующей точки зрения. И вот тут начинается самое интересное. 

Давайте признаем: мы плохо знаем собственную историю, и дело даже не в сиюминутной ангажированности авторов учебников, колебавшихся вместе с генеральной линией партии. История для любого обывателя, то есть, без уничижительных коннотаций, для простого человека – это то, что было когда-то давно кем-то пересказано тому, кто напишет, потом переписано и нам пересказано ещё раз. Поэтому утверждать, что один ты знаешь правду, потому что нашёл её в Интернете у какого-то источника, который утверждает, что нашёл её в секретном архиве, – ну совсем уж глупо! 

И, в конечном счёте, для обывателя не важна сияющая истина в последней инстанции. Это вопрос не догм, но аксиом, не требующих не только доказательств, но и обсуждений. Это мы выиграли войну. Поэтому она называется Великая и Оте-чественная, а не «вторая мировая», как в остальном мире. Это наша национальная гордость, может быть – последняя, заменяющая временно отсутствующую национальную идею. Это единственный праздник, когда любой ребёнок может объяснить, что и почему мы празднуем широко, размашисто и с таким душевным надрывом. Потому что это Победа не только в войне, а вообще победа как таковая, одна на всех, со слезами на глазах – о чём тут можно ещё рассуждать, и так всё ясно! 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры