издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бюджетный дисбаланс

Новая схема распределения налогов лишила территории значительной части поступлений

Муниципалитеты области заявляют о суммарном дефиците бюджетов почти в пять миллиардов рублей. По оценке регионального министерства финансов, несбалансированность местных бюджетов составляет 1,9 миллиарда рублей. Федеральный Минфин считает, что нашим муниципалитетам для полноценной работы не хватает всего 612 миллионов. Это 12% от тех денег, которые просят муниципальные образования. Что правительство области делает, чтобы помочь своим территориям, и где будем брать недостающие средства, обсуждали участники правительственного часа. Заседание завершило апрельскую сессию областного парламента.

Из 472 муниципалитетов области подавляющее большинство – 450 – это те, бюджет которых на 30% и больше состоит из областных транс­фертов. Заместитель председателя правительства Иркутской области Екатерина Мохкамова отмечает негативные тенденции нынешнего года. В высокодотационную группу перешли Мамско-Чуйский район и город Свирск. Свой показатель ухудшил и город Усолье-Сибирское. Вместе с тем ни один муниципалитет в 2014 году не смог увеличить собственные доходы и перейти в другую группу дотационности. С сожалением Екатерина Мохкамова констатирует, что и в ближайшие годы вряд ли стоит ждать таких передвижений.

Зампред перечислила меры, которые предпринимает правительство для помощи местным бюджетам. Например, установлены дифференцированные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц. С 2014 года муниципалитеты получают не менее 17,5% налоговых доходов консолидированного бюджета Иркутской области. «Это выше минимально допустимого размера на 2,5%. Результат – в нынешнем году доходы муниципальных образований увеличатся более чем на один миллиард рублей», – подчёркивает Екатерина Мохкамова. 

Кроме того, для формирования муниципальных дорожных фондов установлены дифференцированные нормативы отчислений от акцизов на бензин, дизтопливо, моторные масла, подлежащие зачислению в консолидированный бюджет области. Муниципалитеты, которые ведут эффективную бюджетную политику, получают так называемую «премию за эффективность». В нынешнем году между территориями планируется распределить один миллиард рублей, половина из этой суммы уже ушла в муниципалитеты, оставшиеся средства они получат во втором и третьем кварталах. По словам зампреда, этот финансовый инструмент даёт хорошие результаты. Так, в 2013 году один рубль премии принёс 1,5 рубля дохода в бюджеты.

Вице-спикер парламента Сергей Брилка поинтересовался, почему ухудшились экономические показатели достаточно благополучных территорий – Свирска и Усолья-Сибирского. На этот вопрос ответила министр финансов Наталия Бояринова. Данные муниципалитеты стали получать меньше собственных доходов, как следствие – им необходимы дополнительные финансовые вливания из области. Резервы повышения собственной доходности Наталия Бояринова видит в стимулировании граж­дан и организаций оформлять имущество и качественной работе по сбору налогов. «Мы проверяем бюджеты и видим большие суммы недо­имки. В общей массе есть и так называемая «безнадёжная» задолженность, но на большую часть должников можно влиять», – отмечает министр. 

Председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова обратила внимание участников заседания на то, что деньги, которые область направляет на зарплату работников домов культуры, не всегда доходят до территорий. Иногда средствами для нужд своих муниципалитетов пользуются руководители муниципальных районов, через которые проходят суммы. Наталия Бояринова признала, что до нынешнего года такие случаи были. Но сейчас схема перечисления межбюджетных трансфертов изменилась. Заработная плата работников культуры напрямую перечисляется сельским поселениям. Остальные средства аккумулируются в созданных на уровне районов фондах финансовой поддержки поселений. Если муниципальный район не передал трансферт, то правительство приостанавливает перечисление помощи самому муниципальному району до тех пор, пока территория не исполнит свои обязательства.

Депутат Сергей Бабкин спросил у Екатерины Мохкамовой, какие у областных финансистов есть планы на возмещение дефицита, если бюджет не получит дополнительные доходы и помогать муниципалитетам не будет возможности. «Будем брать кредиты», – немного помедлив, коротко ответила зампред.

Не добавило оптимизма и выступ-ление руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Константина Зайцева. Если в прошлом году доходы местных бюджетов по отношению к 2012 году выросли почти на 9%, то в нынешнем по сравнению с 2013 годом поступления сократились больше чем на 11%. «Проседание» произошло из-за изменения нормативов отчислений от НДФЛ и так называемой «упрощёнки», которую платят предприниматели.

Очевидно, что выпавшие доходы должны быть заменены поступлениями из других источников. Один из них – легализация теневой заработной платы. Так, анализируя поступления от организаций в 2012 году, налоговики обнаружили, что 12 тысяч агентов недоплатили в бюджет 1,32 миллиарда рублей. Из них три тысячи нарушителей встали на путь исправления и перечисли в казну более 580 миллионов рублей, которые могли пройти мимо бюджета. Кроме того, на особом контроле находятся агенты, допустившие крупные суммы задолженности по НДФЛ. 82 миллиона рублей доначис­лено по итогам работы с этой категорией нарушителей.

Главный налоговик области отмечает, что территории использовали не все резервы, которые дают имущественные налоги. В муниципалитетах достаточно участков и строений, которыми пользуются, но не оформляют их в собственность или в аренду. Наиболее заинтересованные в увеличении собственных доходов руководители муниципальных образований, когда не помогли другие методы убеждения, пошли в суды и заставили хозяев не только оформить имущество, но и заплатить за необоснованное обогащение. Но это лишь «первые ласточки». Потенциал такого источника доходной базы обширный. По подсчётам сотрудников налоговой службы, только строений, оформленных в собственность, земля под которыми не зарегистрирована, в регионе насчитывается 33 тысячи. Кроме того, до сих пор много неоформленных домовладений, образованных в советское время. Тщательной проверки требуют цели, в которых используются участки. Например, распространены факты, когда на землях сельскохозяйственного назначения размещают коммерческие объекты. В этом случае бюджет теряет большие суммы за счёт разницы в налоговых ставках.

Депутат Тимур Сагдеев хотел узнать, есть ли среди налогоплательщиков региона компании, которые в последние годы решили, что им платить налоги в нашей области невыгодно, и ушли в другие регионы. Константин Зайцев подтвердил: такие компании есть. Речь идёт прежде всего об организациях, занятых в лесном бизнесе. Не получив подтверждения о компенсации НДС, многие лесоперерабатывающие предприятия, которые имеют деляны в Иркутской области, решили подать финансовую отчётность в другом регионе. 

Завершая обсуждение, спикер Людмила Берлина отметила, что область сейчас находится в непростой финансовой ситуации. «Мы осознаём сложность положения. Понятно и то, что никто другой, кроме нас, решать эти проблемы не будет, а решать их надо только во взаимодействии всех органов государственной власти, местного самоуправления, представительных органов, налоговых служб, хозяйствующих субъектов, некоммерческих организаций, которые принимают на себя социально-ориентированные функции, всего сообщества граждан», – подчеркнула Людмила Берлина.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры