издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Боюсь, что мы не почувствуем друг друга»

Этой осенью ряды школьных учителей в Иркутске, где год назад числилось 2819 человек, пополнились 108 «новобранцами». Как отмечают в пресс-службе администрации нашего города, штат педагогов ежегодно увеличивается приблизительно на одинаковое количество новичков и общее число преподавателей остаётся стабильным. В 2013 году после окончания вузов и колледжей в школы устроились работать 97 учителей. Как и будущим первоклассникам, им непросто выбрать школу – они рассматривают разные варианты, ходят на собеседования, знакомятся с педагогическими коллективами.

«Это целиком дело учителя»

«У меня было несколько собеседований, но больше всего мне по-нравилась школа № 14. Она очень уютная и красивая. Как только я зашла в здание, поняла, что это моё. Коллектив здесь очень дружный, все коллеги добродушные и отзывчивые», – рассказывает о своём трудоустройстве учитель истории в школе № 14 Екатерина Галкина. Она, выпускница исторического факультета ИГУ, с момента поступления в университет была уверена, что работа с детьми придётся ей по душе. «Я люблю детей, и мне все­гда казалось, что педагог – это именно тот человек, который может помочь ребёнку, направить его. Как и все преподаватели, я немного побаиваюсь низкой заработной платы, но больше всего меня пугает другое – что мы с детьми не успеем почувствовать друг друга», – делится Екатерина. Она считает, что главное на уроке не идеальная дисциплина, а взаимопонимание педагога и учеников. По возможности девушка хочет участвовать в общественной жизни школы, но опасается, что не успеет совмещать это с уроками и классным руководством – под учительской опекой Екатерины ребята из 5 класса. «Ещё сложности вызывает составление учебных планов. Выяснилось, что в ра­боте учителя чересчур много бумажной волокиты. По-моему, это самое больное место для педагогов», – уверена молодая учительница.

С коллегой относительно трудностей в составлении учебных планов соглашается учитель русского языка и литературы Виктория Минарченко. Она тоже устроилась преподавать в школу № 14. «Мы работаем в школе с углублённым изучением отдельных предметов. Например, у гуманитарных классов больше литературы, и в плане нужно это учитывать: придумывать задания или ставить дополнительные часы. Одни дети определённую тему будут 

изучать час, а другие – два. По русскому языку другая проблема – у всех разные учебники: у кого-то они углублённые, у кого-то обычные, – по­ясняет Виктория. – Но в первый год надо быть готовой к тому, что будет не очень легко. Я думаю, что всё возможно преодолеть, особенно когда есть у кого спросить. У нас очень опытный коллектив, много учителей с большим стажем. Я смотрю на это позитивно, потому что старшим коллегам есть что мне дать, а мне есть что у них взять». Также девушка рада, что в школе № 14 с ней будет работать педагог, под руководством которого она проходила практику. В то время Виктория преподавала в 5–9 классах. По её словам, это было очень волнительно, так как ребята попались сильные и готовиться к урокам приходилось особенно тщательно. 

Но это только подогрело желание девушки стать учителем. 

В жизни Виктории получение степени бакалавра в академии образования и трудоустройство разделяют два года магистратуры и год декретного отпуска. «Все люди спокойно совмещают работу и воспитание детей, так что у меня это тоже получится, – не сомневается Виктория. – Перед первым учебным годом я, конечно, волнуюсь, но не так сильно, как могла бы. Ведь у меня есть отличное подкрепление и стена – это мой муж. Я взяла небольшую нагрузку с расчётом на то, что у меня трёхлетний сын. Беспокоит  только получение места в детском саду. С 15 августа я жду, что мне позвонят и скажут: ваш сын пристроен в садик. Пока информация не поступает, но в департаменте образования меня попросили не волноваться и заверили, что место будет».

В целом девушка с оптимизмом смотрит на свою работу, она готова делиться с детьми всеми накопленными знаниями. «Я думаю, что интерес к литературе у школьников зависит прежде всего от учителя, потому что приучить ребёнка к чтению родителям удаётся не всегда. Увлечь детей должен учитель, – считает Виктория. – Но привить любовь к литературе гораздо легче, чем к русскому языку. Всю значимость этого предмета дети осознают только после 8-9 класса, когда понимают, что им нужно сдавать обязательный экзамен. В этом возрасте у них самосознание уже более взрослое. Старшеклассники становятся ответственными и пытаются найти себя. Работа в среднем звене немного иная: здесь привить, объяснить, научить – это целиком дело учителя».

Долгий путь в школу

Алексей говорит, что после первого урока переживаний стало меньше,
и он больше не боится не поладить
с детьми

Если Екатерина и Виктория после получения высшего образования не сомневались, что будут работать по профессии, то путь в школу учителя истории и обществознания гимназии № 3 Алексея Заруцкого был долгим. Окончив два года назад исторический факультет ИГУ, Алексей сменил несколько мест работы. Он и занимался рекламой, и пробовал себя в бизнесе, и пытался работать педагогом дополнительного образования. «Эти профессии хороши, но нестабильны. И в конце концов, я поступал на исторический факультет с целью преподавать. Рекламой и бизнесом, возможно, буду заниматься, но самое основное для меня сейчас – работа в школе, – рассказывает Алексей. – Устроиться мне было не так просто. Хотя я сам выпускник гимназии № 3, взяли меня не сразу. Конкуренция была большая, на эту должность пробовался даже человек с научной степенью в области истории. Но директор оказал доверие мне, и я постараюсь его оправдать».

Алексей будет преподавать в 5, 7, 8 ,10 классах и вести руководство в одном 5 классе. Он убеждён, что со старшими ребятами он на одной волне и ему легко будет найти с ними общий язык. Больше всего Алексея тревожит классное руководство – поладить с пятиклассниками не так-то просто. Также, по его мнению, одна из важных задач для учителя – гармонично распределять время преподавания. «Я помню свой первый урок в гимназии № 3 в 2010 году. Очень волновался, но это была не главная проблема – я успел выдать материал быстрее, чем закончился урок, и совершенно не был к этому готов, – вспоминает Алексей. – Мне помогли старшие педагоги. Руководитель практики посоветовала придумывать дополнительные задания, разбирать термины, вопросы. Потом я научился подстраиваться под время, но всё равно у меня всегда оставалось 5–10 свободных минут. Я постараюсь больше не повторять прежних ошибок». Алексей хочет строить свои уроки, уделяя меньше внимания теории и больше практике. Он уверен: если ученики сами включаются в процесс обучения, у педагога куда больше шансов заинтересовать класс. «Но самая главная победа для учителя – это когда ребёнок приходит домой и самостоятельно что-то читает. Это значит, что предмет действительно интересен», – утверждает учитель.

«Теперь у нас преподаёт Алексей Сергеевич»

«Думаю, что всё возможно преодолеть, особенно когда есть у кого спросить. У нас очень опытный коллектив, много учителей с большим стажем», — говорит Виктория

Несмотря на все свои опасения, первый урок в новом учебном году Алексей Заруцкий провёл на «ура». Одобрение и уважение своих подопечных молодой человек завоевал ещё на линейке, где вместе с другими классными руководителями станцевал яркий испанский танец. Когда после торжественной части ребята разошлись по кабинетам, ученики 5 «Г» смотрели на своего руководителя как на героя. Чтобы в дальнейшей работе между педагогом и школьниками не возникало разногласий, он сразу объяснил ребятам непоколебимое правило: «Как только учитель поднимает вверх правую руку, в классе наступает тишина».

Пятиклассники не только внимательно выслушали это условие, но и строго соблюдали его. «Мне понравилось, что к концу урока ребята запомнили «Правило правой руки». Это, можно сказать, моя маленькая педагогическая победа, – доволен Алексей. – Дети в моём классе хорошие, контактные, они не боятся отвечать и делятся своими мыслями». Когда Алексей объяснял тему, ученики не болтали, а внимательно слушали его. Педагог рассказывал пятиклассникам интересные факты об истории города. По решению департамента образования тема первого класс­ного часа была у всех одинаковая – история Иркутска. Сначала ученики Алексея Заруцкого говорили то, что думают об истории возникновения некоторых городских достопримечательностей, а затем преподаватель преподносил им достоверную версию.

– Теперь мы знаем, что Иркутск основал Яков Похабов. В то время наш город был маленьким деревянным острогом, – перебивая друг друга, повторяют усвоенную информацию пятиклассницы Соня Копытина и Маша Новикова. – Теперь мы можем поделиться своими знаниями с бабушками и дедушками, которые, наверно, не знают правду.

Алексей говорит, что после первого урока переживаний стало меньше, и он больше не боится не поладить с детьми. Похожие чувства испытывают и пятиклассники, ведь они только-только перешли на среднюю ступень образования. «Такое ощущение, что годы незаметно пролетели. Недавно в садик пошла, потом в первый класс, а тут уже средняя школа, – вздыхает пятиклассница Лиза Вьюненко. – Но учёбы в 5 классе я не боюсь, а жду от неё хорошего настроения, потому что мне понравился наш новый учитель. Раньше классным руководителем у нас была Жанна Анатольевна, а сейчас будет Алексей Сергеевич. Для меня то, что у нас будет не учительница, а учитель – такая же большая неожиданность, как то, что раньше я училась в 4 «В», а теперь – в 5 «Г».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры