издательская группа
Восточно-Сибирская правда

А был ли памятник

  • Автор: Анастасия УЛАХАНОВА

Памятник уличным музыкантам «Виолончель», установленный в 2011 году на главной торговой улице Иркутска, запомнился горожанам не только в качестве оригинального антуража для фото, но и атаками вандалов. То ли из-за наличия у скульптуры мелких деталей, то ли просто из-за склонности некоторых горожан крушить и ломать, но подарок Иркутску на 350-летие уже дважды восстанавливали. А недавно он и вовсе исчез с привычного места на Урицкого.

Только летом 2012 года инструмент ломали дважды. Сначала исчез гриф. Спустя неделю после ремонта – смычок и струна. Скульптуру даже застраховать не успели. С тех пор никто и не припомнит «Виолончель» целой. А около двух недель назад она и вовсе исчезла с привычного места на Урицкого. Как рассказал «Иркутскому репортёру» автор скульптуры Илья Ставский, всё, что осталось от «Виолончели», находится в его мастерской. И пока неясно, попали эти остатки туда на реставрацию или уже «насовсем».   

«Если народу необходимо, то, конечно, отреставрируем, укрепим, возможно, сделаем новую скульптуру, более массивную и крепкую», – объясняет по телефону скульптор. Как считает автор, остаётся только надеяться, что отношение людей к малым архитектурным формам изменится. Илья вспоминает, что на одном из интернет-ресурсов «Виолончель» как-то назвали скульптурой-провокацией: мол, сломают или нет. Сейчас Ставский работает над памятником первой учительнице, который будет установлен около пединститута.

«Виолончель» сделана из достаточно прочного материала – полимерной смолы, потребовалось немало сил и упорства, чтобы отломать от неё части. Важно отметить, что композиция обошлась городскому бюджету в 100 тысяч рублей. 

«Иркутский репортёр»  решил выяснить, был ли шанс поймать и наказать вандалов. 

Елена, сотрудница пиццерии, находящейся напротив места расположения памятника, в разговоре с нашим корреспондентом сообщила, что видеокамеры заведения охватывают часть улицы Урицкого вплоть до входа в Дом быта: «Виолончель» видно, конечно. За три года никто не подходил и видеозаписи из-за памятника не спрашивал. Мы бы отдали, если бы полиция спросила, а сейчас записи уже не существуют», – отметила она.

Теперь вместо памятника уличным музыкантам на Урицкого пустое место

По словам охранника-оператора Дома быта Кирилла Парфёнова, их камеры до памятника «не видят». «Поставить новую не так уж дорого: около 12 тысяч. Зато полюбившаяся иркутянам «Виолончель» будет под присмотром», – говорит он.

Промоутер Ольга на Урицкого уже сама как достопримечательность, шутят продавцы. Но и она за время своей работы ни разу опрошена не была: 

– Подходила только журналистка и всё. А «Виолончель» забрали недели две назад, вместе с фундаментом, подъехала белая машина, и демонтировали. Я даже номера записать хотела, потому что памятник красивый, мне нравился, да и людям тоже. Даже со сломанной, с ней фотографировались. Гриф любили раскачивать дети 12-13 лет, пыталась их остановить, но куда там…

По её мнению, «Виолончель» городу нужна, только сделать её нужно прочнее и массивнее.  

В приёмной начальника участковых Кировского РОВД объяснили: «Виолончель» не памятник, а просто скульптура, никакой исторической ценности не имеет, а, значит, акта вандализма не было», быстро свернув на этом разговор. Хотя в Уголовном кодексе РФ, в 214 статье, указано, что «вандализм – это осквернение зданий или иных со-оружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах». 

«Виолончели» нет в реестре памятников Иркутска, также как, например, построенного на деньги частных инвесторов дракона, четыре года стоявшего на пересечении улиц Сухэ-Батора и Горького и демонтированного в 2012 году. В администрации города наш корреспондент не нашёл ответа на вопрос, кто должен присматривать за подобными скульптурами. Ольга Аносова, главный специалист отдела архитектуры и дизайна городской среды, отметила лишь, что демонтажом «Виолончели» занималась компания Иркутскавтодор. Она признала, что разрушение иркутянами малых архитектурных форм становится проблемой. «Бывают такие скульптуры, которые, казалось бы, не получится уродовать, но люди найдут, что оторвать. Но, опять же, нельзя ограничивать скульпторов», – сетует Ольга Аносова. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры