издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пуск «первых» не забывается

  • Автор: Василий КАСАТКИН

Любовь к технике, очарование великой стройки Красноярской ГЭС оказались судьбоносными в «неженских» профессиях Эльвиры Сердечной и Галины Фёдоровой.

Из инженеров в прикладную науку

Впервые очевидцем пуска гидроагрегата Эльвира Сердечная стала в 1962 году, когда после окончания Воронежского энергетического техникума по распределению приехала в Карелию – на каскад Кемских ГЭС. Именно там окончательно поняла, насколько верно выбрала профессию. 

Хотя ещё в юности тянуло к музыке, хотела стать артисткой. Да и родительский пример не приближал к гидроэнергетике: мама работала медсестрой, отец, вернувшись с фронтов Великой Отечественной, трудился сельским механизатором. Правда, именно родители посоветовали дочери помимо увлечения музыкой, пением обрести некую «стержневую», на их взгляд, профессию. 

Эльвира Сердечная восприняла совет родных и в итоге обрела специальность техника-электрика. Затем в Карелии набиралась практического опыта. С одной стороны, багаж знаний рос благодаря работе, с другой – очень помогали лекции ленинградских специалистов, приезжавших на каскад станций. Именно в тот период Сердечная узнала о грандиозной сибирской стройке и решила поехать на берега Енисея. В мае 1967-го она уже была в Дивногорске. 

– Первое яркое впечатление – тёплая весна, огненные поляны полевых жарков, – поделилась воспоминаниями Эльвира Константиновна, теперь уже почётный ветеран труда Красноярской ГЭС. – В Карелии в то время ещё снег лежал. 

На новом месте начинала в должности дежурного инженера подстанции ОРУ-220 кВ под руководством Зинаиды Ивановны Букреевой.  Ох, и требовательной она была. Могла в нерабочее время позвонить и задать какой-то вопрос на производственную тему. Отвечать с ходу не всегда получалось. Приходилось специальные книжки штудировать, учебники. Впрочем, такая въедливость быстро при­учала к ответственности и строгой дисциплине. А без этих качеств в энергетике делать нечего. 

Когда пускали первый агрегат со 2-м станционным номером, Эльвира Сердечная не удержалась от любопытства и заглянула в машинный зал станции. Там царила удивительная атмо­сфера – людно, торжественно, а в глазах собравшихся специалистов угадывалось психологическое напряжение. Очень важными были те минуты. Включалась в сеть самая мощная по тому времени в мире гидроэлектростанция. 

Сам процесс прошёл штатно. Вскоре запустили ещё один генератор – с номером 1. Некоторые трудности появились позднее – уже в ходе эксплуатации оборудования. Случались проблемы и в работе выключателей на подстанции, где трудилась Эльвира Константиновна. 

– Я не боялась «железа», не обходила его стороной. Наоборот, меня удивительным образом увлекали технические тонкости, – рассказала Эльвира Сердечная о своём отношении к профессии энергетика. – С удовольствием слушала лекции наставников по эксплуатации оборудования, старалась вникать во все детали, перечитала много технической литературы. Когда знаешь, понимаешь производственные процессы, чувство опаски исчезает. Появляется интерес.

Вот он и позволил Сердечной проявить свои лучшие профессиональные качества. Ей довелось поработать дежурным инженером подстанции на участке ОРУ-500 кВ, а в 1972 году она попросилась в производственную лабораторию технической диагностики гидроагрегатов. Попала в группу, занимавшуюся обработкой результатов производственных испытаний оборудования гидрогенераторов.

– Специалисты лаборатории проводили тестирование генераторов на вибрационные характеристики, нагрев. По этой причине коллеги нас порой в шутку называли «трясунами», – улыбнулась Эльвира Константиновна. – Работа была для меня чрезвычайно интересной. Результаты исследований учитывались при составлении графиков плановых ремонтов, позволяли разрабатывать технические рекомендации, прогнозы по эксплуатации оборудования. 

Завершила Эльвира Сердечная свой трудовой путь в должности руководителя отдела по охране труда и промышленной безопасности ГЭС – на этом направлении была, по сути, правой рукой главного инженера. За успехи в труде отмечена орденом «Знак Почёта». Есть у ветерана труда Эльвиры Константиновны ещё одна награда, самая для неё дорогая, – звание «Почётный энергетик СССР» Министерства энергетики и электрификации СССР. 

«Золотой» ключ 

«В момент поворота ключа в помещении
воцарилась оглушительная тишина. А когда
генератор дал первый ток в энергосистему, начались поздравления, объятия коллег», – вспоминает
Галина Фёдорова

Галине Фёдоровой выпала удача увидеть, как повернулся ключ в самом сердце Красноярской ГЭС – на центральном пульте управления, когда в ноябре 1967 года был запущен в эксплуатацию первый генератор гидроэлектростанции. Галина Георгиевна была дежурной ЦПУ. Тот знаменательный день не мог ей не запомниться.

– Людей возле пульта управления тогда собралось множество. Чтобы гидрогенератор технологично включился в сеть, нужно было его синхронизировать с энергосистемой и в строго определённый момент – ни раньше, ни позже – специальным ключом дать импульс на включение, то есть  повернуть этот ключ в заданное положение, – поделилась воспоминаниями о знаменательном событии Галина Фёдорова, сегодня ветеран Красноярской ГЭС. – В момент поворота ключа в помещении воцарилась оглушительная тишина. Ну а когда всё случилось, генератор дал первый ток в энергосистему, начались поздравления, объятия коллег, на лицах засияли улыбки.

Всего этого в жизни Галины Фёдоровой могло и не произойти, сделай она свой профессиональный выбор в пользу работы на железной дороге. А такой сценарий вполне мог стать реальностью – отец был машинистом, да и у неё самой в юности присутствовал интерес к «железке». Однако после окончания школы Галина откликнулась на приглашение двоюродного брата и отправилась к берегам Енисея – в Дивногорск. 

– Это было в 1959 году, – рассказала Галина Георгиевна. – Признаться, не сразу даже поняла тогда, какая могучая стройка развернулась на Енисее. Хотя совсем скоро устроилась на работу именно в строительную бригаду в городе. Молодой Дивногорск ещё только отвоёвывал себя у сибирской тайги. Работа в строительстве была физически тяжёлой. Труд не пугал, но вот интерес не просыпался. Всё изменилось, когда увидела, как электрик на стройплощадке налаживал электропроводку. 

С такого мимолётного наблюдения Галина Фёдорова сделала свой первый шаг к профессии энергетика, поступив в Дивногорский гидротехнический техникум. Затем несколько лет проработала в электросетевом хозяйстве строившихся Дивногорска и Красноярской ГЭС. Ну а после сумела реализовать желание и устроилась на работу непосредственно на гидроэлектростанции – дежурной центрального пульта  управления ГЭС. 

На участке ЦПУ  Галина Георгиевна отработала пять лет. Можно сказать, по-стахановски. Это теперь показатели приборов считываются, обрабатываются и записываются в автоматическом режиме с помощью цифровых технологий, а тогда, в первые десятилетия промышленной эксплуатации ГЭС, многое специалистам приходилось отслеживать, просчитывать, фиксировать вручную. 

– Помнится, как-то раз приезжал на станцию сотрудник управления «Красноярскэнерго» и вместе со мной поднялся по лесам к расположенным на верху щита пультам управления приборам, и чтобы удостовериться, верно ли я снимаю и записываю показания датчиков. Но вышла неловкость, и мы вместе с ним оттуда и «спикировали». Благо при падении не травмировались, – вспомнила эпизод Галина Георгиевна. – В другом случае изрядно поволноваться заставил внезапно появившийся асинхронный ход одного из гидроагрегатов. Проблема была решена, но такое в памяти остаётся. 

Ещё лет пять перед выходом на пенсию Галина Фёдорова отдала работе в лаборатории технической диагностики гидроагрегатов. Её производственные достижения  были отмечены многочисленными поощрениями и  высокой государственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры