издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Смещённые ориентиры

В генплан Иркутска планируется внести изменения

Обновлённый генеральный план Иркутска, как надеются в мэрии, увидит свет уже в июне, после утверждения городской Думой внесённых в него изменений. Это будет уже вторая попытка корректировки главного градостроительного документа – впервые генплан, принятый в 2007 году, подвергся изменениям в 2012-м. Кроме увеличившихся данных о численности населения и количестве жилых квадратных метров на человека, обновлённый документ интересен тем, что в нём заданы новые приоритеты развития городских территорий. Если нынешние предложения городских чиновников найдут одобрение, то в следующие годы на карте Иркутска взамен привычных появятся новые административный, туристический и научный центры.

Упор на будущее планирование – такова, по словам городских властей, суть новых изменений в главном градостроительном документе Иркутска. В случае их одобрения обновлённый генплан будет действовать до 2025 года. Таким образом, на ближайшие 10 лет в городе намечены большие перемены. Кроме унификации всех градостроительных документов и нормативов, вышедших за последние два года, в нынешнем генплане  предусмотрено уточнение функционального зонирования городских территории. Более того, уже чётко определены зоны, которых перемены коснутся больше всего. Так, например, теперь планируется, что территория Ленинского района станет зоной авиастроительного кластера – именно он должен стать залогом успешного развития этой части города. «В Иркутске-II уже отработаны и согласованы площадки с авиазаводом, – говорит главный архитектор проекта изменений генплана Мария Протасова, – на базе кластера запланированы именно инфраструктурные объекты предприятия».

Активное развитие Ленинского района было учтено ещё в предыдущей редакции генплана. В частности, большая стройка, которую собираются устроить на 45 га городской земли в районе Затона в месте впадения Иркута в Ангару. Там вблизи въезда в Ново-Ленино планируется появление общегородского центра регионального значения с размещением пассажирского речного порта и автовокзала. Кроме двух транспортных узлов там решено разместить инфраструктуру для туристов и развлекательно-спортивные сооружения для местного населения. «По данным расчётов проектов планировки, утверждённых в 2012 году, в районе была нехватка именно объектов городского значения, – объясняет Мария Протасова планы властей. – Выбор на территорию Затона выпал именно из-за очевидной градостроительной ценности этого места, поскольку оно прекрас­но проглядывается с обоих берегов». В результате почти заброшенная территория получит новую жизнь. И даже, как надеются городские власти, в будущем благодаря желанию инвесторов сможет стать «лицом» города. 

При этом никаких гарантий по осуществлению задуманного записи генплана не подразумевают – пока, отмечают в мэрии, инвесторов у проекта нет. Зато светлые перспективы развития территории, прописанные в документе, могут быть пресечены собственниками местной земли. Прежде территория въезда в Ленинский округ считалась промышленной зоной. В генеральном плане города она получила статус земли общественно-делового и одновременно жилого предназначения. Это значит, что промышленные объекты должны исчезнуть с указанного участка. «Генплан – стратегический документ, и он может не совпадать с тем, что было ранее или есть на данный момент, – говорит главный архитектор Иркутска Инна Кондратьева. – Это то, как администрация видит развитие города. Раньше было одно назначение – промышленность, теперь другое. Если собственник согласен с запланированным развитием, то теперь он будет  обеспечивать не производственные функции, а общественно-деловые». 

Так как согласование генплана проходит и на публичных слушаниях, до 16 апреля владельцы земли могут подать заявление о несогласии с расчётами главного строительного документа города. «В противном случае генеральный план утверждается как есть, – отмечает Кондратьева. – Тогда он становится официальным документом для выполнения тех или иных процедур».  Однако будут ли собственники земли выполнять его предписания, сказать сложно. 

Дополнительно обновлённый генплан предполагает появление в городе научно-исследовательской зоны. Опять же в Ленинском округе в районе посёлка им. С. Кирова. Сейчас там неэффективно используются территории, говорят инициаторы поправок в генплан. С появлением научно-исследовательских учреждений территория получит вторую жизнь. «Ещё в схеме террпланирования Иркутской области были предложения о создании Байкальской международной бизнес-школы и организации Байкальского центра нанотехнологий, – отмечает Марина Протасова. – И мы рассматривали территорию специально под них».

Ещё одним новым центром, куда в перспективе может сдвинуться деловая и политическая активность, – правобережный выезд с нового Академического моста. Там на территории, где сейчас ведётся активное строительство, планируется сформировать крупный многофункциональный центр, по характеристикам похожий на деловые районы крупных городов.

«В одно время в городе существовала идея переместить объекты городского значения из центра, – отмечает Мария Протасова, рассказывая о планах по формированию иркутского сити-района. – Например, собрать воедино мэрию, разные подразделения которой рассредоточены по всему городу». Место условной деловой зоны находится в районе развязки моста, улиц 6-я Советская и Коммунистическая. В результате всех манипуляций городские власти планируют разгрузить центр города, который в перспективе может стать свободным от частного транспорта. Однако, будут ли заявленные планы выполнены к 2025 году, городские власти пока сказать не готовы и признают, что город нуждается скорее в новой стратегии развития, чем в мелких переделках существующих градостроительных документов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры