издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Народ требует отмены закона»

  • Автор: Елена Постнова

Группа депутатов Законодательного Собрания Иркутской области представила своим коллегам проект альтернативного варианта закона о капитальном ремонте. В нём парламентарии предусмотрели отмену взносов для пенсионеров, временную отмену платы для жильцов, которые за собственные средства уже провели капитальный ремонт своего дома, и снижение тарифов на 40% для остальных граждан. Но проект закона не получил одобрения большинства депутатов на очередной сессии.

С новым проектом закона о капитальном ремонте многоквартирных домов на территории Приангарья выступили депутаты фракции КПРФ. Сергей Бренюк перед презентацией проекта на очередной сессии депутатов Законодательного Собрания представил своим коллегам целую пачку документов высотой почти полметра. «Я сегодня содокладчик. Вот эти 100 тысяч подписей за отмену действующего закона о капремонте – вот основные докладчики. Месяц за месяцем с прошлого года в Иркутской области проходят протестные акции. Народ требует отмены закона. Он был принят в самый неподходящий момент. Реальный доход граждан снизился, тем временем появились новые платежи. Это ещё одна тягота», – обратился к коллегам Бренюк. 

Любопытно, что, отсылая к собранным 100 тысячам подписей, группа депутатов сама не выступает за отмену взносов на капитальный ремонт. Инициатива на 90% повторяет действующие нормы, разработчики лишь предложили ряд изменений. «Действующий закон не предусмотрены льготы для малообеспеченной категории граждан. Капитальный ремонт построен по принципу авансирования работ», – перечислил недостатки закона Бренюк. Именно на их ликвидацию и направлен законопроект.

В первой же статье разработчиками оговорена принципиальная деталь: появление взносов на капремонт не освобождает муниципальные органы власти от выполнения взятых обязательств по проведению капитальных ремонтов многоквартирных домов. Ранее находившиеся в составе государственного и муниципального жилищного фонда дома в соответствии с Законом «О приватизации» имеют право на первоочередное перечисление средств из соответствующих бюджетов на проведение капитального ремонта. «Многие граждане не могут доверять государству, властям в сборе средств. Государство потеряло средства, которые поступали на капитальный ремонт от предприятий при передаче домов государству. Кроме того, капремонт значительной части домов отнесён на долгие годы. Жители прекрасно понимают, что через 25 лет страна будет иной», – подчеркнул депутат.

Заместитель генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Приангарья Ирина Гладышева, которую к трибуне пригласили специально для комментария и оценки проекта, отметила, что Федеральный закон «О приватизации» не приведён в соответствие с Жилищным кодексом, который утверждался на 14 лет позже. Именно Жилищный кодекс сейчас в приоритете. Поэтому нецелесообразно в законе о капремонте напоминать муниципалитетам о их обязательствах. 

Несколько поправок напрямую могли бы повлиять на размер минимальных взносов для населения. Так, депутаты предложили зафиксировать в законе обязательное государственное софинансирование работ. При этом федеральный бюджет должен взять на себя не менее 40% от стоимости капремонта домов по всей Иркутской области. Соответственно, указал Бренюк, минимальные взносы для населения удалось бы сократить на эти 40%. 

Депутат Анатолий Дубас указал, что такая норма потребует изменения Бюджетного кодекса. «Сегодня из бюджета мы не имеем права финансировать частные организации, в том числе ТОСы (товарищества собственников жилья – Авт.), собственников жилья, управляющие квартиры. Надо сначала изменить Бюджетный кодекс, только потом принимать ваш проект», – сказал Дубас. 

Предусмотрена в проекте и другая господдержка. Так, собственники, которые являются пенсионерами, ветеранами ВОВ, ветеранами труда, могли бы рассчитывать фактически на освобождение от обязанности оплачивать взносы. За них средства на счёт перечисляло бы государство. Инвалиды первой и второй групп, семьи, имеющие двух и более детей, получили бы адресную финансовую поддержку в размере 70% от причитающихся к выплате взносов. Между тем сегодня льготы на взносы на капитальный ремонт граждане получают в том же размере, что и на оплату услуг ЖКХ. При обсуждении этой инициативы на комитете по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Иркутской области, который проходил за три рабочих дня до сессии, депутаты указали на явную недоработку: после введения нормы может начаться процесс массовой перерегистрации собственности на родственников-пенсионеров. Тогда программа взносов на капитальный ремонт упадёт на плечи молодёжи, у которой не оказалось поблизости родных пенсионного возраста.

На самой сессии Гладышева подчеркнула, что Закон «О капитальном ремонте» не может регулировать меры социальной поддержки населения. «Вопросы предоставления льгот отдельным категориям граждан – малоимущим семьям, многодетным, ветеранам и другим – регулируется отдельными правовыми актами. Надо понимать, что льготы, которые предусматривает данный законопроект, рассчитаны на крайне большие средства из областного бюджета. Конечно, как уже отмечалось, эта ситуация недопустима», – подчеркнула Гладышева.

В отдельную статью разработчики проекта закона выделили порядок оплаты взносов собственниками домов, на которых недавно был проведён капитальный ремонт. Так, депутаты предложили ввести зачёт средств, затраченных на капремонт. Сознательных собственников, которые проведут ремонт раньше срока, предполагается освободить от взносов на определённый период. При этом на подобный зачёт могли рассчитывать как жильцы домов, воспользовавшиеся 185-ФЗ (собственники оплачивали от 5 до 15% работ), так и те, кто самостоятельно собрал необходимую сумму или специально кредитовался. 

Любопытно, что Гладышева указала на то, что «порядок зачёта средств чётко прописан» в действующем законе о капитальном ремонте. Бывший директор регионального Фонда пояснил, что это касается работ, которые будут проведены раньше намеченных сроков, они «могут учитываться в качестве оплаты». Но никто из присутствующих на сессии представителей регионального оператора, в том числе нынешний директор Андрей Микуляк, не уточнил, распространяется ли эта норма на дома, отремонтированные по Федеральному закону № 185.

Мониторинг состояния многоквартирных домов, согласно законопроекту, должен проводиться за счёт средств местных бюджетов. Напомним, сегодня анализ зданий, подготовка документов для их перевода в число аварийных и ветхих оплачивается региональным оператором из средств, которые граждане собирают на ремонт домов. 

«На этом этапе нельзя было исключить принцип авансирования работ. Инициаторы исходили из того, что работа будет многоуровневой: Законодательное Собрание будет выходить с законотворческими инициативами в Государственную Думу. Ряд противоречий предполагалось решать посредством обращения в Конституционный суд», – отметил Бренюк. По его мнению, в идеале необходимо уйти от авансирования работ, жители должны оплачивать лишь проведённый капитальный ремонт. Как это укладывается в систему взносов, он не пояснил. 

Проект закона на комитете по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Иркутской области депутатам рекомендовали в таком виде не принимать. И всё же Бренюк на сессии неоднократно призывал коллег проголосовать положительно за проект, заверял, что депутаты доработают его ко второму чтению. «Имеется положительное заключение минюста. Замечания прокуратуры и губернатора области к законопроекту преодолимы», – подчеркнул Бренюк. Но депутаты оказались непреклонны. Большинство проголосовало против. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры