издательская группа
Восточно-Сибирская правда

От первых электростанций до солнечных батарей

  • Автор: Жанна Силивончик

История иркутской энергетики началась более ста лет назад, а крупнейшая в регионе энергокомпания в прошлом году отметила 60-летний юбилей. Музей, посвящённый отрасли, ещё совсем молод (он был основан в 1998 году), однако уже успел сформировать богатую экспозицию.

Бессменный лектор музея истории «Иркутскэнерго» Анатолий Евсеев начинает экскурсию с кабинета директора – часть экспонатов расположена здесь. В конце девяностых музей занимал всего одну небольшую комнату в здании исполнительной дирекции на улице Сухэ-Батора, однако уже через пять лет переехал в Инженерно-технический центр, где для него было выделено специальное помещение – целых сто двадцать квадратных метров. Сейчас в фондах музея уже около пяти тысяч экспонатов.

– Вот, совсем недавно сотрудники инженерного центра подарили нам микроманометр, – Анатолий Иванович открывает тёмно-коричневый кофр, на жестяной бирке выбит год – 1982. – Этим прибором наладчики пользуются при проверке котельных агрегатов. Когда я только начинал работать в «Иркутскэнерго» в службе наладки, мы такие применяли. Он улавливает минимальные значения, изменения давления, разрежения. Сегодня, конечно, используются более современные аппараты. А этот займёт своё место в музее, рядом с приборами своей эпохи – видите вон тот деревянный ящик со стеклянными колбочками внутри? Это химический переносной газоанализатор. В семидесятые-восьмидесятые такие аппараты активно использовались при испытании котлов. Тут специальная система колбочек и шлангов – прокачивая газы через реактивы, можно измерить содержание кислорода, углекислого газа и других компонентов, установить, соответствует ли оно нормативам. Эти испытания были нужны для составления режимной карты котла.

На стенах кабинета – фотографии гидроэлектростанций Иркутской энергосистемы. Братская и Усть-Илимская ГЭС как будто созерцают панораму строительства своей предшественницы – Иркутской ГЭС. Чёрно-белый снимок можно разглядывать долго – шестьдесят с лишним лет назад эта часть города была совсем другой. Ещё нет ни Солнечного, ни Байкальского – на правом берегу Ангары голые сопки, только труба Лисихинского кирпичного завода торчит.  Уже отсыпана специальная дамба, которая ограждает площадку, где будет построено здание ГЭС, видны две насосные станции, непрерывно откачивающие грунтовые воды из котлована. В левом углу панорамы – завод железобетонных изделий и железная дорога, которая в те годы тянулась по левому берегу Ангары до порта Байкал и дальше по берегу озера. После строительства плотины уровень воды  поднялся примерно на 40 метров, и пути затопило. Новую ветку построили через горы – от Иркутска до Слюдянки. Очевидцы тех событий вспоминают, что когда по новой дороге из областного центра пускали первые локомотивы с тройной тягой, то в Слюдянке приходилось менять все тормозные колодки. Они изнашивались полностью – вот что значит преодоление горных перевалов! Сегодня электровозы тянут в гору, а под гору – вырабатывают электроэнергию и передают её в сеть. За счёт этого происходит торможение, и колодки не изнашиваются.

Ещё две витрины в кабинете занимают сувениры, выпущенные к памятным датам. Привлекает внимание пара бронзовых статуэток: одна изображает быка, упёршегося рогами в колесо, другая – бабра, занёсшего лапу над колесом. Эти фигурки символизируют замену рабочих колёс на Братской ГЭС: очередное колесо меняли в год Быка, другое – в год Тигра по восточному календарю. 

Сувенирам, выпущенным к памятным датам, отведено в музее
особое место

Мы проходим в основной зал музея, минуя несколько витрин в холле, посвящённых благотворительности и спортивным достижениям «Иркутскэнерго». 

– Здесь каждый раздел экспозиции посвящён определённому филиалу энергокомпании по хронологическому принципу, – рассказывает Анатолий Иванович. – Мы начинаем с первой электростанции Иркутска, которая появилась в городе в 1910 году – позднее она называлась ТЭЦ-2, а сейчас это участок тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ. Вот фотография коллектива станции, сделанная в 1917 году – обратите внимание, на ней запечатлён Павел Петрович Постышев. Его, профессионального революционера, сослали в Иркутскую губернию без права проживания в крупных городах – так он оказался в нынешнем Усть-Ордынском округе. Но под предлогом того, что ему требуется лечение, Постышеву удалось перебраться в Иркутск, где он устроился электромонтёром на городскую электрическую станцию, и, конечно, продолжил заниматься революционной агитацией и пропагандой. 

В начале тридцатых годов в регионе появилась ещё одна электростанция – Черемховская ЦЭС, ныне ТЭЦ-12. В годы Великой Отечественной войны, когда немецкие войска захватили Донбасс, нагрузка по добыче угля легла на восточные регионы, в том числе и на Черемхово. Именно эта станция снабжала Черемховский угольный бассейн энергией. В помощь ей были организованы так называемые энергопоезда – станции на железнодорожной платформе. 

– А после войны в СССР из Германии в рамках репараций перегоняли целые комбинаты – везли оборудование, – продолжает рассказ Анатолий Евсеев. –  И Ангарску достался комбинат по производству жидкого топлива из угля, в составе которого была и ТЭЦ. Так в Ангарске появилась ТЭЦ-1 –  станция, которая в дальнейшем дала ток для строительства Иркутской ГЭС.  Она была оборудована котлами фирмы «Букау», на одном из них в семидесятые годы мне довелось проводить испытания. Была поставлена задача – повысить производительность котла до номинала – 125 тонн. А больше 100 тонн его не нагружали. С этой задачей мы справились, однако было принято решение не использовать котёл на номинальных значениях, «придержать» резервную мощность.

В фондах музея уже более 5 тысяч экспонатов

В конце сороковых годов появились в Иркутской области отдельные предприятия, обслуживающие электрические сети. В экспозиции Восточных электрических сетей – именно этот филиал первым стал обслуживать сельские районы – бросаются в глаза гирлянды, которые изолируют высоковольтные провода от опор. Слева лежат тяжёлые стеклянные изоляторы, похожие на нанизанные друг за другом тарелки, а справа – лёгкие полимерные гирлянды; в области до сих пор применяются те и другие. А под гирляндами лежит настоящий раритет: монтёрские «когти», которые применялись для того, чтобы забираться на столбы, – с закруглёнными скобами для деревянных опор и с прямоугольными для бетонных. Сейчас монтёры выполняют работы с помощью автовышек.

Начало пятидесятых – горячее время в иркутской энергосистеме: образовано РЭУ «Иркутскэнерго», выделилась фирма «Энергосбыт» – целый стенд занимают счётчики нескольких технологических поколений, и, наконец, началось строительство первой ступени Ангарского каскада гидравлических электростанций – Иркутской ГЭС. Фотографии, повествующие об этом событии, в музее размещены на кубах, символизирующих те бетонные блоки, которыми перекрывали стремительное течение Ангары. Река покорилась. Свидетели тех дней – геодезический прибор кипрегель и амперметр 1958 года выпуска – тоже заняли своё место в экспозиции.

– А это – кабинет управляющего Иркутскэнерго, Петра Гордеевича Некряченко, который руководил энергосистемой с 1958 по 1980 год, – Анатолий Иванович показывает на массивный деревянный стол и простое удобное кресло. На столе – лампа с зелёным колпаком, телефон-коммутатор, письменный прибор, под стеклом – документы, записки, письма, пропуск в ЦК КПСС и обком партии. Кажется, что хозяин кабинета просто ненадолго вышел. Когда в музей приходят студенты – будущие энергетики, экскурсовод всегда предлагает желающим сесть в кресло управляющего. Отваживаются, кстати, далеко не все, но у тех, кто всё-таки решается опуститься в кресло, положив руки на деревянные подлокотники, как-то сразу выпрямляется спина и появляется уверенность во взгляде. 

Соседний стенд сделали молодые сотрудники ангарской ТЭЦ-10 к её двадцатипятилетию – он представляет собой действующий макет тепловой схемы энергоблока. Стоит нажать несколько рычагов – и закрутится барабан мельницы, которая размалывает уголь, замигают красные, жёлтые и зелёные лампочки, показывающие путь воды и пара, закрутится символическая турбина. Этим пособием воспользовалось уже не одно поколение студентов-теплоэнергетиков.

Когда в музей приходят студенты – будущие энергетики, экскурсовод всегда предлагает желающим сесть в кресло управляющего. Отваживаются, кстати, далеко не все

Следующая витрина выполнена в форме градирни – многочисленные фотографии и документы внутри неё рассказывают об истории аж четырёх станций – ТЭЦ-3, ТЭЦ-11, ТЭЦ-5 и ТЭЦ-7. А дальше мы переходим в эпоху великих комсомольских строек – Братской и Усть-Илимской ГЭС, второй и третьей ступеней Ангарского каскада. Тут и фотографии, и знамёна социалистических соревнований, и различные сувениры, выпущенные в честь пуска гидроэлектростанций – от значков до почтовых марок. 

– А вот эти экспонаты говорят нам не о прошлом, а о будущем, – Евсеев показывает на панель солнечной батареи и действующую модель ветрогенератора – если её вращать, начинает светиться синяя лампочка. – У нас всегда поддерживались самые передовые разработки. Кстати, сотрудникам «Иркутскэнерго» принадлежит много патентов на изобретения и рационализаторские предложения. Один из самых известных, пожалуй, – тренажёр «Витим», с помощью которого обучают реабилитационным действиям при поражении электрическим током – искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.

Посередине музея под стеклом на тумбе – объёмный макет Иркутской области, на котором обозначены все крупные объекты энергосистемы – и гидроэлектростанции, и ТЭЦ, и высоковольтные линии. Анатолий Иванович нажимает на выключатель, и над макетом загораются лампочки в эффектной золотистой люстре – эмблема «Иркутскэнерго» в окружении двенадцати лучей – по числу станций. 

– Наша энергокомпания – это действительно солнце для экономики всего региона: и светит, и греет! – улыбается экскурсовод.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры