издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Шлагбаум – это только полбеды»

  • Автор: Елена Постнова

Посёлку Пионерск в Шелеховском районе категорически не везёт с решением дорожного вопроса. Осенью 2013 года мы вместе с активной жительницей Татьяной Толкачёвой разбирались, почему у посёлка нет регулярного автобусного сообщения с большой землёй. После нескольких месяцев работы казалось, что проблему удалось решить. Но недавно в редакцию вновь обратились жители Пионерска: автобус отказывается заезжать в населённый пункт, пассажиры вынуждены идти полтора-два километра до своих домов. Выяснилось, что по документам в посёлке просто нет дорог – земля размежёвана на участки для индивидуального строительства. А единственную альтернативную дорогу, связывающую посёлок с большой землёй, дачники недавно перекрыли шлагбаумом с платным въездом.

Дорожный клубок

За те почти два года, что мы не наведывались в Пионерск, посёлок сильно изменился. Если ещё осенью 2013 года отличительной чертой населённого пункта были зелёные просторы, прекрасный вид на широкий Иркут практически с любой точки посёлка, то теперь первое, что бросается в глаза, – обилие строительных площадок. Одно- и двух­этажные, кирпичные и брусовые, возведённые под крышу и построенные только на полтора метра в высоту – новые дома, говорят старожилы, здесь появляются как грибы после дождя. Недавно на границе посёлка (в противоположной стороне от федеральной трассы «Обход Иркутска») появилось дачное некоммерческое товарищество «Зелёное». Местные до последнего пытались наладить хорошие отношения с новыми соседями, пока те не стали доставлять реальные неудобства.

Когда по телефону староста посёлка Леонид Рютин попытался объяснить суть конфликта, стало ясно, что без личной встречи с разбором кипы документов и официальных ответов от различных контролирующих органов понять, почему в посёлке вновь вспыхнула проблема автобусного сообщения, как она связана с новыми постройками, невозможно. 

Должность старосты посёлка по­явилась меньше года назад. Раньше активные жители просто объединялись в инициативные группы. Осенью про­шлого года на общем сходе решено было выбрать старосту. Сегодня Леонид Рютин с грустью отмечает, что новая должность полномочий ему не прибавила, решать проблемы посёлка старосте ничуть не легче, чем остальным жителям.

– Я военный, жил в других регионах. Там давно местные власти приняли закон о сельских старостах. В Иркутской области он пока отсутствует. Поэтому, если я делаю официальные запросы в органы, подписываю свою должность, фактически это никак не влияет на оперативность ответов, – поясняет Леонид Григорьевич, пока методично раскладывает на столе несколько пачек документов: ответы из Росреестра, областной прокуратуры, администрации губернатора, мэрии Шелеховского района.

 Первым вопросом, которым занялся новый староста, было автобусное сообщение с посёлком. Напомним, до строительства федеральной трассы «Обход Иркутска» жители до большой земли переправлялись через Иркут на лодках. Когда началось строительство дороги, местные власти обещали жителям запустить автобус от Пионерска до Баклашей или Шелехова. Однако федеральную дорогу запустили, а общественный транспорт у Пионерска не появлялся. Тогда в 2010 году жители решили напомнить чиновникам об их обещании. Пустая переписка с властями длилась два года. В 2012 году после угрозы выйти на пикет и перекрыть федеральную трассу появился официальный маршрут: автобус курсировал от Шелехова до отворота на Пионерск. До остановки людям предложили добираться самостоятельно – около 3 км в горку по лесу пешим ходом. Естественно, запущенный маршрут популярностью не пользовался, его в скором времени закрыли. Ещё через пару месяцев неожиданно в центре посёлка появилась автобусная остановка. Но по назначению её не использовали, в её тени лишь отдыхали коровы. Тогда глава Баклашинского муниципального образования Валерий Екимов корреспонденту «Сибирского энергетика» пояснил, что автобусный маршрут запустят, как только отремонтируют дорогу. По буеракам и канавам не разрешает курсировать общественному транспорту ГИБДД. Ещё через месяц – в ноябре 2013-го – Екимов ответственно заявил, что через пару недель сообщение с Пионерском появится. Пока автобус будет ходить до окраины посёлка, а с наступлением весны власти отремонтируют дорогу в самом населённом пункте, и остановочный пункт в центре Пионерска заработает.

– Но воз и ныне там. Ничего не изменилось. Автобус ходит до границы посёлка. Молодёжь, которая строит новые дома, трудностей не испытывает – у них есть личные автомобили. Страдают пожилые люди, семьи со школьниками, которые на учёбу ездят в Баклаши или Шелехов. Хорошо, если кто-то из соседей согласится довезти до остановки – до неё с окраины, где старая часть Пионерска, километра полтора, – рассказывает Леонид Рютин.

Когда в этом году староста вновь обратился с уже надоевшим вопросом в администрацию Баклашинского муниципального образования, там ему пояснили, что ситуация застопорилась: власти не могут завершить паспортизацию дороги.

– Мы начали разматывать этот запутанный клубок. Выяснили, что дорогу, нашу единственную дорогу, невозможно поставить на кадастровый учёт. Она проходит по участку, который в августе 2013 года был приватизирован. Из него уже выделили четыре участка для строительства домов, землю выкупили добропорядочные граждане, начали возводить свои дома, – рассказывает Леонид Рютин и показывает распечатки публичной кадастровой карты. 

По словам старосты, он вместе с инициативной группой сначала не верил документам. Слишком абсурдной казалась ситуация. Но когда начали копать глубже, выяснили, что в посёлке формально отсутствуют все линейные объекты. Теперь жителям понятно, почему у них не ремонтируются дороги, даже просто не отсыпаются: чиновники не выделяют средства на объекты, которых на бумагах нет. 

– Когда мы разворошили этот улей, проблемы с землёй в посёлке стали всплывать одна за другой. В посёлке не хватает земли – даже болота приватизированы. Осенью в администрацию Шелеховского района обратились два наших жителя. Они попросили выделить землю для сенокосных угодий. Но чиновники отказали: нет свободных земельных участков в Пионерске. Откуда же они будут, если даже дорогу распилили? – не сдерживает эмоции Леонид Рютин.

По словам старосты, в последний год в посёлке резко сократилось количество скота. Людям негде пасти коров. Раньше практически на каждом заборе висело объявление о продаже молока. Во время нашей последней поездки в Пионерск мы наткнулись лишь на одну табличку «продаём молоко». 

Дорога частного пользования

Пока старожилы Пионерска пытаются решить инфраструктурные проблемы, на границе посёлка продаются участки
под строительство домов

У жителей Пионерска боевой настрой. Они намерены отвоевать своё право на дорогу, на нормальное автобусное сообщение. Глава Баклашинского муниципального образования Валерий Екимов заверил, что через суд дорогу посёлку вернут, чтобы завершить паспортизацию объекта и запустить полноценный маршрут Баклаши – Пионерск. Но решать проблему со второй дорогой в Пионерске местные власти отказались, оставив жителей с ней один на один.

– Дело в том, что в другом конце посёлка нас подпёрло дачное некоммерческое товарищество, которое забрало у нас альтернативную дорогу. Она ведёт через Елань к Ангарску. Это просёлочная дорога, но она фигурирует даже на картах 1980-х годов. И вот подъезд к этой дороге нам ограничили – установили шлагбаум, написали объявление: «Частная собственность. Въезд строго по пропускам». А пропуска платные, – рассказывает Леонид Рютин.

История ДНТ «Зелёный» началась давно. Почти 20 лет назад за Пионерском на бывшей территории совхоза «Ангарское» образовалось акционерное общество закрытого типа «Ангарское». Как рассказали в Управлении Росреестра по Иркутской области, в 1995 году на основании постановления мэра Шелехова участок площадью 78 гектаров (он образовался в счёт выдела доли в праве общей долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения общества) был поставлен на кадастровый учёт. Почти на 13 лет об этой земле забыли. Лишь в 2008 году, как следует из документов Росреестра, частное лицо Ольга Варкулевич на основании договора купли-продажи приобрела этот огромный участок. Затем она его разделила на несколько самостоятельных участков, некоторые из них продала, предварительно изменив вид разрешённого использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для дачного строительства». На месте заброшенного поля появилось ДНТ «Зелёный». О дорогах, подъездах к участкам Варкулевич позаботилась. Вот только дороги она перерегистрировать не стала, оставив их в своей собственности. Согласно публичной кадастровой карте, в ДНТ нет дорог общего пользования, не фигурирует и старая дорога в сторону Ангарска. Как пояснили в управлении Росреестра, это не противоречит законодательству.

Сегодня в Пионерск с завидной регулярностью въезжают грузовые машины со строительными материалами. С удивительной скоростью возводятся дома. Недавно территория ДНТ начала обноситься забором, на воротах появилась вывеска, а в начале апреля въезд перегородил автоматический шлагбаум. 

– У нас одну дорогу отобрали, незаконно превратили в частную собственность. Теперь вторую дорогу перекрыли и не стесняются заявлять, что она перестала быть общественной! Власти только руками разводят: мол, мы ничего поделать не можем, всё по закону, – возмущается Леонид Рютин. 

Староста вместе с инициативной группой перешёл к осаде контролирующих органов. Но в итоге все их ответы сводятся к тому, что исправить уже ничего нельзя. Прокуратура Шелехова просто перенаправила обращение старосты о законности использования земельных участков и появлении шлагбаума на территории ДНТ в Росреестр. В свою очередь в Шелеховском отделе ведомства заявили, что последний вопрос не в их компетенции, а первый «не содержит признаков нарушения земельного законодательства». Через две недели специалисты этого же ведомства добавили, что «зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке». Тогда же жители получили подробное заключение проверки специалистами Росреестра.

Государственный инспектор Шелехова и Шелеховского района по использованию и охране земель Марина Никитина (именно она подписала заключение) признала, что проверяемый участок в ДНТ «фактически представляет собой дорогу, обеспечивающую доступ собственникам к своим земельным участкам». Однако «доступ третьих лиц на указанный участок не ограничен», то есть пользоваться дорогой ДНТ может любой. И жители Пионерска, по идее, должны быть благодарны дачникам, которые отсыпали дорогу на свои средства и разрешают ею пользоваться. 

Чтобы разобраться в ситуации, мы направились на место. Территория ДНТ пока ещё полностью не огорожена. Но на въезде действительно стоят шлагбаум и сторожка. На информационной доске угрожающее объявление от председателя ДНТ: «С 15 мая въезд на территорию ДНТ задолженникам взносов будет ограничен». Мы минут пять крутимся возле сторожки в надежде, что охранник обратит на нас внимание. Он выглядывает несколько раз в окно и равнодушно отворачивается. Тогда мы просто обходим шлагбаум и направляемся к сторожке. Внутри тесной комнаты нас встречает охранник Олег. 

– Вы можете нас пропустить? Мы хотим проехать через ваше ДНТ по дороге к Ангарску.

– А разве эта дорога не тупиковая? Дальше только просёлочная, но вы по ней вряд ли на легковом автомобиле проедете. Впрочем, если хотите, могу открыть вам шлагбаум.

Мы раскрываем карты. Объясняем, что в редакцию газеты обратились жители посёлка Пионерск.

– Да, они тут периодически перед шлагбаумом собираются, митингуют. Не понимаю, что им не нравится. Вон рядом с нашим забором дорогу специально отсыпали, чтобы они могли проезжать по ней свободно. Но им хочется именно по дачной дороге, а её за деньги дачников отсыпают. Они же взносы платят, – по обывательски просто рассуждает Олег.

Альтернативная дорога рядом с забором ДНТ действительно есть. Вот только через пару сотен метров она всё равно выходит на улицу садоводства. 

– Если приезжают участки посмотреть покупатели, просто люди проехать хотят, я всегда звоню председателю, предупреждаю и открываю шлагбаум. Надо ведь понимать, что люди в садоводстве земли покупают, рассчитывают на безопасность. Вот охрана и шлагбаум могут её гарантировать, – уверенно добавляет Олег. В подтверждение его слов нам навстречу выбегает ещё один охранник – дружелюбный пекинес. Пёс пытается тявкать и играть с незваными гостями.

«Это маленький сигнал большого бедствия»

ДНТ «Зелёный» образовалось на месте огромного участка, который частное лицо приобрело в 2008 году

По законодательству дороги в дачных и садоводческих некоммерческих товариществах действительно могут не оформляться, быть частной собственностью. По желанию членов товарищества на них может быть установлен сервитут – ограниченное право пользования чужой землёй: для прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственников, которые не могут быть обеспечены этим без установления сервитута. 

Один собственник участка в ДНТ уже подала в суд на товарищество. Женщина не согласна оплачивать проезд к своему дому: когда она приобретала участок, не шла речь о платном шлагбауме. На первое судебное заседание ответчик не явился. 

Вчера, 10 июня, корреспондент «Сибирского энергетика» присутствовал на очередном предварительном слушании. На нём представитель ответчика показал видео о том, как истцу добраться до своего дома, минуя шлагбаум. Всего восемь способов. «ДНТ арендует землю у Варкулевич. На общем сходе решили платить взносы, чтобы содержать дорогу. Шлагбаум поставили, чтобы большие фуры с ворованным лесом не ездили по нашей дороге. Они же вмиг её превратят в кашу. Простым лесникам-грибникам-ягодникам мы не препятствуем», – подчеркнул и.о. председателя Сергей Сизых. Представитель администрации Баклашинского муниципального образования добавил: дорога, что указана на старых советских картах, – не что иное, как «намеченный путь», «наезженная колея», которую лесники использовали для тушения пожаров. Следующее заседание суда намечено на конец июля. 

Жители Пионерска на решение суда возлагают большие надежды. Они надеются, что суд заставит ДНТ убрать шлагбаум, дорога вновь станет общей.

– Здесь явно речь идёт о мошенничестве. Кадастровый инженер, который ставил участок на учёт, невзирая на дорогу, однофамилец или родственник собственника участка, который потом стал ДНТ. Фамилия Варкулевич на многих документах фигурирует, – добавил Леонид Рютин.

По словам старосты, жители Пионерска не хотят лишить домов членов ДНТ – простых граждан, которые тоже стали заложниками ситуации. Первоочередная задача – отвоевать дорогу к Ангарску.

– На самом деле шлагбаум – это лишь полбеды. Если мы будем замалчивать, дальше землю будут растаскивать. Мы останемся без дорог, без общественных территорий, без леса вокруг. Рядом с ДНТ уже началась вырубка лесов. Мы привлекли лесников, они за голову схватились, когда увидели вырубку! – добавил Леонид Рютин.

«Сибирский энергетик» будет следить за развитием событий. Пока дорожные вопросы в Пионерске накапливаются и превращаются в большие земельные проблемы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры