издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Этот человек был флагом Торгово-промышленной палаты»

Наш земляк вспоминает о Евгении Примакове

Исполнилось девять дней, как из жизни ушёл Евгений Примаков. В это время люди по всему миру скорбят по нашему коллеге журналисту, востоковеду, политику, общественному деятелю. Мы попросили поделиться воспоминаниями о Евгении Примакове человека, знавшего его лично, – президента Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Константина Шаврина.

– Константин Семёнович, расскажите, когда вы впервые встретились с Евгением Максимовичем?

– Почти 15 лет назад Евгений Максимович возглавил Торгово-промышленную палату России. Я был членом президиума российской палаты, поэтому довольно часто нам приходилось встречаться на заседаниях. 

Он пришёл в сложное время. Молодая российская экономика только закладывала фундамент для развития предпринимательской среды, налаживания международных связей. Проблем было много, да они и сейчас существуют. Торгово-промышленная палата – не государственная структура, это общественная организация. Она не может напрямую влиять на экономические процессы. Тем не менее Евгений Максимович всегда умел находить работающие механизмы. 

Когда он был депутатом Государственной Думы, многие вопросы развития предпринимательства, которые мы обсуждали на площадке Торгово-промышленной палаты, выносил на рассмотрение парламента и добивался их решения. Благодаря большим связям он протягивал «ниточки» торговых, экономических отношений между предпринимателями разных стран. Он создал более 100 международных союзов, и бизнесмены из России смогли наладить прямые отношения с коллегами из Китая, Монголии, Кореи и других стран мира. 

В 2002 году Евгений Максимович создал клуб «Меркурий». Он понимал, что предпринимателям нужен инструмент, через который они могли бы донести свои проблемы до политического руководства страны. Я, как и многие руководители региональных Торгово-промышленных палат, являюсь членом этого клуба. В его заседаниях принимают участие эксперты самого высокого ранга: ведущие экономисты, банкиры, представители крупных компаний, предприниматели, сотрудники администрации президента, члены правительства, депутаты Госдумы, губернаторы. 

Евгений Примаков всегда сам лично проводил заседания клуба. Последнее состоялось второго апреля. Его выступление было посвящено путям обеспечения экономической и финансовой стабильности России. Он отметил, что санкции, введённые против нашей страны, не являются причиной экономических проблем. Ограничения только вскрыли недостатки нашей экономики. Он выделил четыре основных момента. Первое. Россия слишком сильно зависит от внешних рынков и от экспорта сырья. За рубеж мы отправляем более 40% сырой нефти, вместе с нефтепродуктами доля экспорта достигает более 70%. Второе. Развитию экономики мешает необустроенность большей части территории страны, прежде всего речь идёт о пространстве восточнее Урала. Третье. Банковская система с 90-х годов прошлого века использует не внутренние сбережения, а стала привлекать ресурсы из-за рубежа. И четвёртое. Мы допустили падение уровня профессионализма работников во всех отраслях. Мне кажется, это самое главное, над чем надо работать. Острее всего дефицит профессионалов ощущается в системе управления, там, где принимаются решения.

Опираясь на оценки экспертов, Евгений Максимович готовил доклад о положении в экономике и отправлял руководству страны. На заседание клуба, на котором он представлял свой доклад, обычно собиралась вся элита страны. Это было важное событие. 

– Насколько предложения клуба, доклад были востребованы властью?

– Частично были. Во многих вопросах президент прислушивался к мнению Евгения Примакова. Но, даже если это не случалось, Евгений Максимович был убеждён, что его идеи и предложения всё равно будут востребованы. Понимал, что для решения многих проблем время ещё не пришло. Он был мудрым и терпеливым человеком.

– Какими ещё личными качествами отличался Евгений Максимович?

– Мы вместе участвовали в деловых и неформальных мероприятиях в России и за рубежом, встречались в разных компаниях. Человек он был очень интересный и многогранный. Всегда по-деловому подходил к любым вопросам. И это не мешало ему разговор, даже самый серьёзный, «разбавить» шуткой, историей из жизни. В неформальной обстановке был человеком очень эрудированным, весёлым, доступным для общения. Он знал и мог рассказать много интересных историй из своей жизни, анекдотов.

Если говорить откровенно, в моей жизни он сыграл большую роль. Несколько лет назад я серьёзно заболел. Евгений Максимович посчитал, что заслуги мои перед палатой достаточны, чтобы из средств ТПП оплатить мне операцию за рубежом. Я благодарен ему за помощь, потому что своих денег на поездку и дорогостоящее лечение у меня не было. 

– Многим людям Примаков запомнился неординарными поступками. Вы можете вспомнить какое-нибудь яркое действие с его стороны? 

– Я не могу сказать, что, работая в палате, он что-то там разворачивал (речь о знаменитом «развороте над Атлантикой», когда в 1999 году Евгений Примаков, будучи премьер-министром России, в знак протеста против бомбардировок Югославии экстренно отменил свой визит в США. – Ред.). Этот человек был флагом Торгово-промышленной палаты России. Он был её хранителем. Это был сильный человек, и он оставался им до конца. 

– Какой была ваша последняя встреча?

– Как и все предыдущие годы, по традиции в канун старого Нового года он выступал с докладом на заседании «Меркурия». Анализ был посвящён итогам 2014 года и прогнозу на 2015-й. Нужно сказать, что ещё тогда, когда только были объявлены санкции и многие заговорили о том, что большого вреда нашей стране они не нанесут, Евгений Примаков предупреждал, что России опасно закрываться от внешнего мира. В нынешнем докладе он продолжил эту мысль. 

После официальной части все собрались за праздничными столами, тепло беседовали, обменивались мнениями. Мы подошли поздравить Евгения Максимовича с прошедшим Новым годом, с докладом. Ещё полгода назад близкие люди знали, что он тяжело болен. За столом рядом с ним сидел Сергей Лавров (министр иностранных дел России. – Ред.), ещё несколько человек. Они вспоминали какую-то историю. Потом Евгений Максимович прочёл своё стихотворение «Жизненное кредо». Эти строки через несколько дней после его смерти опубликовали в «Российской газете». Думаю, полезно было бы их прочитать любому человеку и поразмышлять о своей жизни. 

Евгений Максимович оставил после себя большое наследие, которое ещё долго будет служить, помогать России. Мне трудно представить другого человека, который смог бы настолько глубоко осознавать процессы, которые происходят в экономике, и смело высказывать свою позицию.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры