издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Праздничное дело

  • Записала : Алёна МАХНЁВА

Для многих из нас конец декабря – время корпоративов и поздравлений. В офисах наряжают ёлки, на улицах города – огни гирлянд, маркетологи работают над новогодним настроением. О том, как рождается праздник, мы поговорили с человеком, который обычно не попадает в свет софитов.

Организатор мероприятий Сергей Шпрах – представитель известной в Иркутске фамилии (его отец Владимир Шпрах – ректор Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования, главный невролог Иркутской области. – Авт.). Выставки, городские и корпоративные события, массовые мероприятия – это по его части. «Мой пример не самый показательный, я специализируюсь на нестандартных проектах», – мягко пытался отказаться от интервью Сергей. С этого вопроса мы и начали.

– В чём нестандартность вашего подхода?

– Заказчики – в основном крупные компании, которые могут себе позволить сделать что-то интересное. Второе направление – массовые мероприятия, День города, например. 

Подход отличается тем, что под конкретный проект я подбираю команду, лучших, на мой взгляд, специалистов, мы его реализуем и расходимся. Большинство коллег работают с офисом и постоянным штатом. 

– С чего всё началось?

– Не было такого, чтобы я задумался: надо бы заняться организацией мероприятий. Первый опыт связан с открытием первого магазина «Евросети» в Иркутске, в году, кажется, 2007-м. У них не было здесь менеджера по рекламе, маркетолога, я выполнял эту функцию, а руководство было в Новосибирске. Первый масштабный заказ как раз был День города. Чичваркиным была поставлена цель – как «Кока-Кола» занимает Новый год, «Евросеть» занимает День города. Соответственно, была задача делать что-то большое, массовое, чтобы мы были главными на этом празднике. Каждый раз руководство давало какую-то концепцию, Дни города проводили по всем городам в похожем формате. С «Евросетью» я работал от первого магазина и, наверное, до момента, когда Чичваркин перестал руководить компанией.

Один раз потребовалось найти жёлтый «фольксваген-жук». Из него делали «жёлтую подводную лодку», которая шла во главе кортежа. Я знал, что в городе есть один такой автомобильчик, но не знал, чей он. Искал через знакомых, через милицию. Все говорили: да, видели, девушка ездит, но найти не удавалось. И вот случайно иду по набережной около кортов и смотрю, проезжает мимо меня этот жёлтый «жук». Я за ним. Кое-как догнал уже на светофоре, стучу в окно. Девушка, правда, в последний момент отказалась. У меня был старинный запорожец, покрасил его в жёлтый цвет.

– Из чего складывается удачный праздник? 

– Нужна идея. Затем визуализация – раскрытие главной мысли, это могут быть декорации, актёры и так далее. То есть недостаточно написать «Бременские музыканты» – надо, чтобы они играли. Важны детали. Реализация должна быть профессиональной.

Вообще праздников у меня не так много. В основном берусь, когда есть интересная задача и бюджет позволяет её реализовать.  

– В Иркутске подбираете команду?

– В Иркутск, если привозим, то, как правило, артистов. Иногда дизайнеры работают удалённо. С кадрами, в принципе, в городе проблем нет. Люди хорошо работают, когда им платят. 

– Прибыльное это дело?

– С мероприятия стоимостью 2-3 миллиона рублей можно заработать 100–200 тысяч. Один из форумов вышел в ноль, но у меня теперь есть оборудование, какого ни у кого в городе нет. Не такое уж это прибыльное дело, в Иркутске во всяком случае. В Москве я делал несколько выставок – там другие цены, другие заказчики. У нас таких бюджетов просто нет, но не потому, что жадничают, а потому, что нецелесообразно. Какой смысл городить дворец, если он всё равно не окупится? У нас в городе мало заказчиков, которые способны оплатить реально хорошую работу. Исключение – те, кто получит с этого выхлоп, но их немного, и есть ещё те, кто работает на имидж и получит прибыль через капитализацию своего бренда. 

– Трудно было выйти на этот рынок?

– Раньше у меня было рекламное агентство, но рынок изменился, и я его закрыл. Если честно, никогда заказчиков не искал, просто что-то для кого-то делал, обо мне говорили другим. Не было такого, чтобы я с кем-то воевал, захватывал территорию – я вообще одиночка, не работаю на потоке. Фирм, которые занимаются праздниками, много, некоторые мои друзья, подключаю их на какие-то мероприятия. Есть надёжные ребята по музыкальному сопровождению, по сцене. 

– Что происходит с индустрией развлечений в последние годы?

– Люди сейчас заказывают атмосферу, а не просто набор выступлений. Если раньше хотели хлеба и зрелищ – выпил, потанцевал, поорал, то сейчас гости стали более избирательными.

Изменилось поведение людей. Раньше не очень хотелось заниматься массовыми мероприятиями, потому что думал: кто-нибудь по башке кого-нибудь бутылкой стукнет. Потом алкоголь запретили продавать, казалось, народ не будет ходить, а люди ходят с детишками, и молодёжь стала иначе себя вести. Произошёл сдвиг в более европейскую, что ли, сторону.

Появляется новое. Саша Откидач, я знаю, проводит День мыльных пузырей. Мне очень нравилась идея городского карнавала, но, кажется, её подзагубили. Он задумывался как некое волеизъявление горожан: каждый одевается кто во что горазд и идёт. В последнее время мероприятие стало более официальным: машины едут через строго определённое время, все под одну музыку. Из действа для горожан, которое делали сами люди, карнавал превратился в подобие первомайского парада. 

В этом году проводили праздник красок. Вроде бы детское мероприятие, но удивительно, сколько народу туда приходит. Во всяком случае, раньше этого не было.

Много энтузиастов, которые что-то делают без денег. Когда [на пост главы города] пришёл Кондрашов и создал МАУ «Праздник», которое взяло под контроль городские мероприятия, эта работа стала более структурированной, кустарщины меньше стало. 

– Как ваши заказчики предпочитают праздновать Новый год? Есть какие-то обязательные пожелания?

– Не могу выделить какой-то тренд, поскольку не провожу много именно новогодних мероприятий. Последние года два стали привозить на корпоративы звёзд, раньше этого не было. Появилось больше разных артистов – фокусники, фаер-шоу, разные детские танцевальные группы, значит, это востребовано. Сейчас сложно сказать из-за кризиса. По-моему, все рестораны цены раза в два снизили, заполняемость не очень.

– Праздничные бюджеты уже урезали?

– Богатые остались богатыми, бедные – бедными, а средний класс – скажем, компания, которая могла себе позволить потратить около 500 тысяч рублей, на корпоратив пойти в ресторан, без звёзд, но какую-то программу взять – скостил затраты. Разрыв увеличился, средний класс уничтожается как в жизни, так и в бизнесе. 

– Рост курса валют влияет на ваш бизнес?

– От курса зависит бизнес заказчиков, так что косвенно влияет. С другой стороны, мы делали запросы, иностранных артистов привозить выгоднее, чем наших. Я не имею в виду мировых мега-звёзд, например Бейонсе. У музыкантов 1990-х годов вменяемые цены, а у наших… 2 миллиона, допустим, стоит Семенович. И Dr. Alban стоит 800 тысяч.

– Что вам интереснее всего организовывать – выставки, форумы, праздники?

– Праздники, конечно. Сразу видишь реакцию людей.

– Чего бы хотелось в новом году?

– Мне кажется, городу не хватает площадки, парковой зоны, как в Москве парк Горького, куда можно было бы прийти, погулять, где постоянно бы что-то происходило. Многие хотят что-то сделать, но не хватает средств. Хочется организовать городскую площадку, где люди могли бы реализовать себя, участвовали в творческих мероприятиях, спортивных. А вообще идей много.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры