издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Все роли – любимые...»

  • Автор: Наталья НОВАЯ

Актрисе Иркутского областного театра кукол «Аистёнок» Любови Максимовне Леви, заслуженной артистке России, исполнилось шестьдесят пять лет. Свой юбилей она отметила в кругу семьи и друзей, но театр был и остаётся для неё местом, где раскрывается душа и можно высказаться обо всём через свои образы. На свете множество различных профессий, но выбор Любови Леви пал на актёрское искусство.

– Что и когда привело вас в театральный мир?

– Меня всегда интересовало творчество. Ещё когда я училась в школе, с удовольствием бежала на хор, танцы и физкультуру, вот это было самое главное. Однажды меня восьмилетней девочкой бабушка привела в драматический театр. Сначала я не хотела идти, а потом увидела, какая красота вокруг. Помню женщину в чёрном бархатном платье – это был спектакль «Мария Стюарт», главную роль исполняла народная артистка Галина Алексеевна Крамова. Заворожённая, я повернулась к бабушке и сказала: «Я вот так хочу!» Позже, когда поступала в Иркутское театральное училище, меня спросили: «Почему?» – и ответ мой был прост: «Больше ничего не хочу». 

В конце шестидесятых годов в Иркутском театральном училище набрали курс из 17 человек. Специализации «актёр театра кукол» тогда не было. Но руководство училища позвонило в Москву: согласовали, обдумали и решили, что такой курс необходим. Так распорядилась судьба, что, ничего не подозревая, никогда не занимаясь в театральных кружках и тем более в кукольных, Любовь Леви поступила в Иркутское театральное училище. Получив профессию, актриса пустилась в увлекательный мир театра, шаг за шагом очерчивая свой путь.

В Иркутский областной театр кукол «Аистёнок» Любовь Максимовна пришла сразу после театрального училища в 1973 году. Тогда ещё не было стационара, театр гастролировал, месяцами разъезжая по всем уголкам нашей области. Новые спектакли, режиссёры, фестивали, роли…

– Бывало так, что долго не получалось найти образ или зерно роли?

– Было такое. «Машенька и медведь» – постановка Людвига Устинова. Не получалось. Всё время режиссёр говорил: «У вас слишком интеллигентный голос. Машенька в деревне живёт, она не может так разговаривать!» Перед самой сдачей спектакля я поехала на дачу. Сижу, роюсь в грядках, и вдруг пошёл «говорок» какой-то. Пошёл, пошёл, пошёл. Думаю: только бы запомнить. Прихожу на репетицию, начинаю работать и… «Вот!» – говорит режиссёр. – Наконец-то! Всё! Вот так!» Не знаю как – земля это дала или природа, – но я нашла то, что искала. В этом спектакле я впервые в жизни записывала фонограмму под живой оркестр русских народных инструментов. Было страшно, но меня все поддерживали, смотрели с такими воодушевлёнными лицами, как будто говорили: «Не бойся, мы подыграем!» Я записала всё со второго раза, а когда принесли готовую запись, даже сама себя не узнала. Это было ново и интересно. В постановке «Золотая девочка» не получалось как-то технически сработать. Почему – не знаю, ведь я такие роли играла всё время. Может, режиссёр или текст неправильный, или кукла, но что-то было не так. И вдруг в этом же спектакле мне представилась возможность сыграть роль Булочки. Откуда что взялось, я не знаю, но я ввелась в неё практически с одной репетиции. И мне так понравилось, я поняла: это моё, и с удовольствием исполняла эту роль.

– Создание какого образа вам запомнилось больше всего?

– Очень запоминающийся спектакль «Дружок» – серьёзная и глубокая работа, его репетировать было радостно всем. Я играла главную роль, и сначала у меня был какой-то «стопор». Выйду и стою. Режиссёр Людвиг Устинов говорит: «Сколько Леви будет стоять, столько и будем репетировать. Будем до ночи репетировать». Мне так обидно стало, я выдохнула и вперёд. Впоследствии я так увлеклась, что меня уже было не остановить. За 10 дней спектакль выпустили. В любой постановке всегда найдётся что-то интересное. Берёшь в руки куклу – и как в первый раз. Никогда не знаешь, как далеко тебя заведёт новая работа. Говорят «любимая роль» – для меня нет такого понятия. Все любимые, а когда ещё бьёшься с ними, то они становятся особенно дорогими.

Работы Любовь Леви не раз положительно отмечались критиками на различных фестивалях. За большой вклад в развитие театрального искусства в мае 1997 года ей было присвоено почётное звание заслуженного артиста Российской Федерации.

– Вы поработали со многими режиссёрами. Как возникало взаимопонимание? 

– Когда работала с Людвигом Устиновым, обожала с ним творить. Талантливый и интересный, он мог одним словом «изничтожить» актёра, а потом подходил и извинялся, если уж сильно «переборщит». Была постановка с Леонидом Альковым «Гостиница для путешествующих в прекрасное». Мне очень понравилось с ним работать. Я поняла, что такое раскрепощение. То ли время пришло тогда, то ли он сам такой был, что работа «бурлила». Он интеллигентный и никогда не грубил, умел сказать главное слово, которое заставляло действовать дальше. А вот с режиссёром Львом Митрофановым не случилось родства душ. Да, интересный, но непонятный. Он режиссёр, как скажет, так и будет, а ты – ни шагу в сторону. Сейчас у нас главный режиссёр Юрий Уткин, с которым мне очень нравится работать. Он даёт актёрам свободу. Не натаскивая, он старается идти за актёрской индивидуальностью, развивая её.

– Что для вас главное в репетиционном процессе?

– Мне, когда я работаю или ввожусь на какую-либо роль, не важен текст, мизансцена, кукла – это потом всё, мне важно ухватить атмосферу и дух спектакля. Не люблю, когда появляются актёры, которые просто говорят или просто ходят по сцене, как будто завтра они будут работать лучше. Надо сразу брать главное. Чувствовать спектакль нутром – это первое, что нужно делать.

В 2009 году Любовь Максимовна получила роль Зимы в спектакле «Сказки с небесного чердака» по произведениям Степана Писахова. Постановка Юрия Уткина, в которой актриса создала интересный, многогранный и глубокий образ, получила множество положительных отзывов критиков и призов. Эта роль воистину удалась. Любови Леви вручили награды: за блестящее исполнение своего образа на региональном фестивале в городе Железногорске Красноярского края и на международном фестивале театров кукол «В гостях у Арлекина» в Омске. А также в 2010 году она получила премию губернатора Иркутской области. «Аистёнок» всегда был в разъездах, но с этой работой пришлось особенно много путешествовать: региональные фестивали в Красноярске и Улан-Удэ, международные – в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Польше и Сербии. 

– Скажите, что для вас партнёрство на сценической площадке? Был ли в вашей жизни идеальный партнёр?

– Партнёрство – это то, что ты делаешь интуитивно. Когда работаешь вместе, когда душа начинает петь, когда дышите, как одно целое, – вот это партнёрство. Нет меня или тебя – есть «мы», а интуиция подсказывает и ведёт вас. И тогда чувствуешь: вот это хорошо! Когда в партнёрстве два лидера, то сойтись трудно. Один придумывает, и второй придумывает: оба работают на себя, а не на целое, тогда нет этого важного слияния. Хорошее партнёрство у меня получилось с Виктором Воронцовым, я много работала с ним, и мне было интересно. Витя был ведомым, но когда уже «заводился» и шёл за тобой, тогда начинал тебе отдавать. Он всегда мне говорил: «Я от тебя заряжаюсь». Партнёр он был хороший, всё впитывал, всё брал, а потом возвращал сторицей. 

– Были какие-то творческие проекты, мечты, роли, которые хотелось бы сыграть?

Сцена из спектакля «Чудо-репка»

– «Два пуделя» – одна несостоявшаяся задумка. История об одиноких людях, случайно встретившихся на прогулке. Они находят точки соприкосновения через своих собак и становятся родными. Была идея сделать на двоих спектакль «Маленький принц». Поразмыслив и посоветовавшись с людьми, которым доверяла, я поняла, что это «чтиво», которое должен прочесть и понять каждый по-своему. Творческих проектов было много, но, увы, не всё в нашей власти. Причины всякие: то нет подходящего партнёра, то времени, то какие-либо другие трудности не давали воплотить идеи. Но если так случалось, значит, так оно и должно было быть. Я никогда ничего не просила, если попросить, значит, на 100% быть уверенной, что я это сделаю. Страшное дело, ведь ты не знаешь поворотов, которые тебе уготовила судьба. Быть уверенным в себе – это хорошо, но самоуверенность, которая задирает нос, – это плохо. Всё может обернуться против тебя. Лучше немного «тормозить» себя, чтобы всегда знать и быть на своём месте. Конечно, у меня задумок было много, всё внутри творчески бурлило. Может, что-то не получилось воплотить, но я столько всего поиграла: характерные роли и героинь. Я всем довольна.

– А могли бы вы сказать какое-то напутственное слово молодым актёрам?

– Я хочу сказать о том, что молодёжь сейчас пошла хорошая. Они молодцы, поют, танцуют, и дух партнёрства у них есть. Актёр всегда должен расти и набираться опыта. Поэтому, что бы ты ни делал, как бы хорошо ни работал, надо работать ещё. 

– Она бдит и следит, чтобы лицо актрисы и театра, который она представляет, выглядели достойно, – подтверждает главный режиссёр театра Юрий Уткин. – В ней сохранились дух, чувства и качества актрисы хорошей старой школы. Когда актёрская профессия – это призвание и философия, когда актёр не может не играть. Она действительно мастер сцены. 

Видно, с каким достоинством к Любови Леви относятся коллеги и особенно молодые актёры. Все в один голос говорят: «У неё есть чему поучиться». 

Более семидесяти спектаклей с участием Любови Максимовны Леви радовали и радуют до сих пор театральных зрителей. Легенда творческого пути на этом не заканчивается. Кто знает, сколько ещё ролей подарит судьба, в которую так верит актриса. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры