Антибактерии из сибирских пещер

Учёные НИИ биологии ИГУ совместно с немецкими коллегами выделили новый штамм актинобактерий, который продуцирует ранее неизвестные антибиотики. На сегодняшний день выявлено, что некоторые из соединений штамма способны бороться с кишечной палочкой и грибами-возбудителями молочницы. Результаты своих исследований учёные опубликовали в научном журнале PLOS One.

Любой антибиотик рано или поздно перестаёт быть эффективным, поскольку бактерии адаптируются, эволюционируют, мутируют и становятся невосприимчивыми к их воздействию. В мире к решению этого вопроса по большей части подходят путём модификации известных антибиотиков, но это решение временное, поскольку эволюция бактерий идёт с чрезвычайно большой скоростью. Поэтому открытие новых штаммов даёт высокий шанс появления принципиально новых антибиотиков.

Учёные НИИ биологии ИГУ с 2014 года ведут поиск новых штаммов актинобактерий в специфических экосистемах пещер Сибири. Одной из них стала пещера Большая Орешная, расположенная в 130 км от Красноярска. Именно здесь иркутские исследователи нашли новые штаммы актинобактерий.

– Из вод пещерного озера и субстанции под названием «лунное молоко» мы выделили 10 новых штаммов. Протестировали все их и выбрали один, для которого провели более глубокое исследование. Как оказалось, данный штамм может продуцировать (производить. – Прим. ред.) более 120 соединений, 100 из которых неизвестны науке, – цитирует пресс-служба вуза старшего научного сотрудника НИИ биологии ИГУ, кандидата биологических наук Дениса Аксёнова-Грибанова.

На сегодняшний день иркутским учёным удалось определить, что некоторые из соединений способны бороться с кишечной палочкой и грибами-возбудителями молочницы. По словам экспертов, с большой долей вероятности можно говорить о том, что другие соединения данного штамма могут обладать противораковой или инсектицидной активностью. Дальнейшая задача учёных НИИ биологии ИГУ как раз состоит в том, чтобы идентифицировать все соединения и определить, какой активностью они обладают, уточняют в пресс-службе ИГУ.