издательская группа
Восточно-Сибирская правда

ИрГАУ попал в штопор

Ситуация в аграрном университете становится критической

Преподаватели и обслуживающий персонал Иркутского государственного аграрного университета (ИрГАУ) зарплату в этом году ещё не получали. Несмотря на все заверения ректората о том, что Министерство сельского хозяйства РФ заинтересовано в сохранении старейшего аграрного вуза, ситуация только усугубляется. Зарплат нет, воды и электричества в корпусах тоже нет. Преподаватели говорят, что под угрозой сам учебный процесс.

Перебои с выплатами заработной платы начались в аграрном вузе Приангарья ещё в 2014 году. Но такой длительной задержки, как нынешняя, не было ещё никогда. Впрочем, трудно сказать, можно ли нынешнее положение вообще назвать задержкой. Преподавателям и всем остальным сотрудникам не выплачивают заработную плату с января 2016 года. Несмотря на то что новое руководство вуза пытается успокоить общественность, в самом университете обстановка очень тяжёлая.

Об этом прямо говорили едва ли не все преподаватели института управления природными ресурсами — факультета охотоведения и факультета биотехнологий и ветеринарной медицины. В корпусе на улице Тимирязева темно и холодно, так что спонтанное собрание педагогического коллектива 10 мая было похоже на подпольную сходку революционеров. Преподавателям бояться уже нечего. «Счета вуза были арестованы довольно давно. При задержке зарплаты на две недели мы имеем право обратиться в бухгалтерию, где нам обязаны выдать справку о задержке зарплаты. Мы сначала об этом вообще не знали, а зимой стали этим правом активно пользоваться, — говорит заместитель директора института управления природными ресурсами ИрГАУ Елена Вашукевич. — Сначала мы писали исполнительные листы, отвозили мировому судье. Тот писал резолюцию: «Немедленно к исполнению».

В казначействе нам объяснили: этого достаточно для того, чтобы снять арест со счетов. Но денег нет до сих пор. То есть за 2016 год мы не получили ни копейки. Впрочем, нет, 2500 мне в бухгалтерии всё-таки выплатили. Но что это такое, когда у всех дети, кредиты, ипотека. Ещё прошлый и.о. ректора вызывал меня и спрашивал, почему я написала заявление в прокуратуру. «Вы что, не можете потерпеть?» — спросил меня. Я-то могу легко потерпеть, но детский сад терпеть не хочет, и школа тоже. Нужно за питание детей платить. Дошло уже до смешного. В этом месяце мне воспитатели в детсаду дали в долг из общественных денег, чтобы я заплатила за ребёнка. Я взяла эти деньги, вышла, и меня затрясло. Представляете, какое это унижение? Я же работаю, я кандидат наук и не могу заплатить за детский садик».

Сотрудники вуза, которые живут в общежитии ИрГАУ, заплатить за это общежитие не могут, поскольку не получают зарплату. Однако смягчающих обстоятельств не существует. За каждый день просрочки насчитывается пеня в размере 1%.

— У меня, например, сейчас долг за общежитие, — говорит секретарь факультета охотоведения Мария Исайкина. — На 19 апреля я должна была 12 тысяч рублей. Задолженность копилась почти год. С тех пор как начались постоянные задержки зарплаты, я перестала платить за общежитие, все деньги уходили просто на жизнь. И сейчас мне тоже платить не с чего.

Коллективные жалобы написаны в Трудовую инспекцию, прокуратуру, ОНФ, Министерство сельского хозяйства. Наконец, 20 апреля письма за подписью 124 преподавателей отправили президенту и премьер-министру. В документах коротко описывается ситуация, которая складывалась в вузе не один и даже не два года. «На сегодняшний момент счета учреждения арестованы, срок задержки заработной платы сотрудникам превысил три месяца, — говорится в письме, обращённом к президенту. — Более того, задолженность по заработной плате перед сотрудниками вуза — более 50 млн. рублей. Учебные корпуса учреждения отключены от тепло- и электроснабжения за неуплату. Осуществляется радикальное сокращение штата сотрудников с параллельным резким снижением размеров фонда оплаты труда… Считаем, что для решения социально-экономических проблем единственного в Прибайкалье аграрного вуза необходимо Ваше экстренное вмешательство и поддержка».

Пока ответа нет ни от президента, ни от премьер-министра, ни от учредителя вуза — Министерства сельского хозяйства РФ. Районная прокуратура перенаправила жалобу ниже по своему ведомству. Зато из Государственной инспекции труда прислали ответ, который коротко можно сформулировать так: сотрудникам ИрГАУ действительно не платят заработную плату, о чём сотрудники и были уведомлены в письменной форме. Месяц назад в корпусах вуза уже отключили отопление.

— Когда отключили отопление и свет, вышло распоряжение ректора распустить студентов на каникулы 20 — 22 апреля, — рассказывает Мария Исайкина. — Родители стали звонить, спрашивать, что случилось. Отвечали, что у нас всё хорошо, просто случилась авария на сетях и так далее. Мы ведь тоже заинтересованы, чтобы к нам на следующий год поступили студенты.

Кстати, в распоряжении было написано, что каникулы объявляются в связи с аварийной ситуацией на сетях. Дальше — больше. Всех сотрудников обязали написать заявление с просьбой предоставить отпуск без содержания на 4–6 мая, а студентов опять отправить на десятидневные каникулы в счёт летних каникул.

— Это нарушение учебного плана, — говорит профессор Галина Чудновская. — Именно в эти дни должна быть экзаменационная сессия у выпускного четвёртого курса. Пришлось на неделю срезать учебный план, чтобы студенты раньше сдали сессию.

— Мы прежде гордились тем, что в сложных условиях всё равно не срываем учебный план, — говорит Елена Вашукевич. — Теперь даже этим гордиться не можем. Студенты и сами не рады таким каникулам. Им нужно сдавать экзамены, уходить на диплом. Специфика нашего вуза в том, что у нас много студентов из сельской местности, они далеко живут. На факультете охотоведения вообще учатся ребята со всей страны. То есть сейчас страдают не только преподаватели, но и учебный процесс.

После майских праздников ребята пришли на занятия, но вести их невозможно. Электричества нет, воды нет, туалеты закрыты. О том, что в аудиториях холодно, даже говорить не приходится. Но дело даже не в этом, ведь оргтехника тоже не работает, а часть учебного материала давно уже находится на цифровых носителях. Преподаватели переживают о том, что обесточены лаборатории и холодильники, где хранятся препараты и образцы, которые здесь собирали десятилетиями.

— Если они пропадут, ущерб оценить будет невозможно, — говорят преподаватели. — Это наша учебная база. Те же лягушки уже портятся.

У подавляющей части преподавателей срочные контракты заканчиваются 30 июня. Но у некоторых они заканчивались на месяц раньше. «В нарушение всех норм и требований, без согласования с нами, без объявления конкурса, с нами продлили контракты на месяц, — рассказывает Галина Чудновская. — Это сделано для того, чтобы у всего коллектива контракты закончились 30 июня. С нами никаких переговоров о продлении контрактов не ведётся. Мы так понимаем, что 30 июня мы все можем оказаться на улице и при этом не получим никаких компенсаций. Согласно положению, контракт должен заключаться на пять лет, но наша администрация перешла на заключение годовых контрактов. Будем говорить честно: нас держат на коротком поводке с острым ошейником».

Зарплату не платят не только преподавателям, но и всем остальным сотрудникам. Кстати, недавно вступило в силу распоряжение о сокращении обслуживающего персонала на 30%. Например, лаборант кафедры прикладной экологии и туризма Светлана Серебрякова попала под сокращение, её перевели на полставки. Однако сокращение коснулось только её зарплаты, которая и без того была 7 тыс. рублей. Рабочее время по-прежнему с 8 до 17 часов, служебные обязанности также остались прежними. На экономическом факультете из четырёх лаборантов остались только двое. И такое сокращение коснулось всех структур вуза.

Последний раз расширенное совещание с участием врио ректора Олега Шваенко состоялось 26 апреля. Тогда руководитель пообещал коллективу, что долги будут выплачены до майских праздников, то есть до 30 апреля. Однако и майские праздники минули, а в бухгалтерии ничего не слышали о каких-то зарплатах. А в середине апреля на сессии Законодательного Собрания ректор рассказывал о том, что задолженность перед преподавателями составляет всего месяц и она будет закрыта. Вчера на доске объявлений в корпусе на улице Тимирязева появилось новое сообщение. В нём говорится, что в связи с получением субсидии зарплаты, включая мартовские будут выплачены. Правда, не указана дата, в бухгалтерии не сформированы списки. Поэтому преподаватели обещаниям не верят. Они слышали их слишком много. — Мы всё понимаем, — говорят педагоги. — Новый руководитель пришёл к уже разбитому корыту. Тут очень много проблем. Но мы, наверное, заслужили, чтобы нам хотя бы говорили правду.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры