издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Как житель Иркутской области я с вами соглашусь»

Корпорации развития Иркутской области поставили «неуд»

Племенное свиноводство, производство жидких удобрений и утеплителя из базальта. Около 50 таких проектов сулили Приангарью доходы в бюджет и новые рабочие места. Регион обещал помощь стартаперам в лице «Корпорации развития Иркутской области». Обещание было подкреплено финансово – в уставной капитал КРИО поступило 2 млрд рублей из региональной казны. За три года ни один из проектов не дождался своего звёздного часа. Вместо новых производств у КРИО появилась дочерняя организация. Кого поддерживала всё это время «Корпорация» – вопрос остаётся открытым.

Деятельность АО «Корпорации развития Иркутской области» (100% АО, принадлежащее местному правительству, созданное в 2013 году) целую неделю обсуждается в регионе. Как писал ранее «Конкурент», в понедельник, 27 июня, вопрос выносился на заседание комитета по собственности и экономической политике Заксобрания. Предметного разговора не получилось – руководитель КРИО Владимир Перетолчин оказался в отпуске. Впрочем, около месяца назад он точно так же не смог уделить время на обсуждение деятельности своей компании.

На этот раз вопрос решили не откладывать и включили в повестку последней в этом сезоне парламентской сессии, намеченной на 30 июня. Депутаты рассчитывали узнать, кого поддерживает «Корпорация».  Прийти и отчитаться за работу КРИО руководитель опять не смог. Тем не менее разговор состоялся – вместо Перетолчина отчитался его зам Анатолий Коляда.

– Есть ли у депутатов перспективы увидеть в лицо непосредственно вашего шефа? – любопытствовала аудитория. – Мы его уже несколько раз приглашали. Фотографию хотя бы покажите…

Анатолий Коляда этого не обещал, но поделился другой информацией. По его словам, на 1 июня 2016 года активы КРИО составляют 2,14 млрд рублей (из них 1,9 млрд выделены из бюджета Приангарья в качестве взноса в уставной капитал АО на момент учреждения. – «Конкурент»). Деньги планировалось использовать в качестве помощи инвесторам; предполагалось, что в будущем вернутся эти вложения в качестве налогов от новых производств. Но поддержка стартаперов не задалась.  

И дело оказалось отнюдь не в отсутствии инвесторов. За все время работы КРИО в очередь за объявленной помощью выстроились более 50 инициаторов бизнес-проектов: самый крупный – Братский металлургический завод; планировалось открытие племенного свиноводческого репродуктора в Усолье, гостиницы «Ретро», мини-НПЗ в Ангарске, производство минерального утеплителя из базальта, переработка лома цветных металлов и жидких комплексных удобрений.

По словам Коляды, только 19 проектов соответствовали действующему регламенту. И только один из 19 был рассмотрен на совете директоров КРИО – строительство завода по производству базальтового утеплителя в Шелехове. Правда, и этого инвестора ждало разочарование. Вердикт ему был вынесен аналогичный остальным – доработать, затем вновь внести на рассмотрение. После неудачных попыток согласовать свои проекты с КРИО инициаторы с надеждой получить помощь расстались.

– У них есть глубокое разочарование в механизме работы, в принятии решений внутри «Корпорации», – поделился зам гендиректора КРИО.

Отношения с инвесторами наладятся, как только появится регламент работы, уверен Коляда. Старый, оставшийся от прежней команды руководителей, преемникам не нравился. А новый ещё не разработан.

Пока решаются теоретические вопросы и до развития Иркутской области дело не дошло, размещать 2 млрд решено было на депозитных счетах. К такой практике «Корпорация» прибегает уже несколько лет. В 2015 году от двухмиллиардного вклада прибыль составила 197 млн, в 2014 – 54 млн, в 2013 – 2 млн. Распространяться о том, как используется прибыль КРИО, полученная от вложенных миллиардов, Коляда не стал.

Однако он заверил, что организация не бездействовала. В ожидании второй инвестиционной волны КРИО усиливала тылы: она обзавелась «дочкой» – автономной НКО «Агентство инвестиционного развития Иркутской области». Решение о создании агентства было принято в мае 2016 года. «За подписью председателя правительства», – отметили в КРИО.

Развивать Иркутской области без пиара невозможно, объяснил зам гендиректора КРИО, а «дочка» поможет в этом «Корпорации».

– Поиск, привлечение инвесторов, имидж области, сопровождение проектов – расходы на эти мероприятия для «Корпорации» как для юрлица не имеют экономической выгоды. Поэтому их возьмёт на себя «Агентство». Бюджет Приангарья имеет сложности с доходной частью, но мы можем пиарить регион и проекты. А проводить это будем за счёт средств, которые КРИО вносит в НКО как её собственник. Это будут имущественные взносы за счёт чистой прибыли самой корпорации. Ни рубля бюджетных денег не потребуется, – считает Коляда.

Отсутствие результатов по запуску новых инвестпроектов, а также решение на этом фоне создавать ещё одно предприятие удивило слушателей.

– 2 млрд – это безумные деньги, на которые можно решить социальные задачи, сделать прибавку к социальным выплатам, начать капремонты. Сейчас же деньги уходят на содержание «Корпорации», при этом в бюджет от её деятельности средства не поступают, – говорит председатель бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова.

Вспомнили депутаты актив, который был передан КРИО от Минобороны – имущественный комплекс военного городка «Чистые Ключи». Там под эгидой развития территории предполагалось создать индустриальный парк, но в итоге и с ним не получилось. На балансе КРИО по этому объекту числится недостача – участок земли есть, но без имущественного комплекса. «Заявление в правоохранительные органы мы подали. Надеемся, что органы доведут дело до выводов и установят личности виновных», – отозвался на замечание зам гендиректора.

Иркутский омбудсмен Валерий Лукин предложил депутатам признать работу КРИО неудовлетворительной. Спорить по этому вопросу не стал и сам представитель инвестиционной организации. «Как житель Иркутской области я с вами соглашусь», – заключил Коляда.

С дальнейшими решениями относительно КРИО парламент решил подождать до осени. Напомним, ряд депутатов высказывался за то, чтобы вернуть деньги, выделенные в качестве уставного капитала «Корпорации», обратно в бюджет. «Конкурент» продолжит следить за развитием ситуации.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры