издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Ласточки» улетали ночью

За решётку отправилась очередная группа автомобильных воров

Костяк группы закладывался летом прошлого года в Усолье-Сибирском. Идея наживаться на краже машин пришла в голову нигде не работающему Евгению Макарову. В подельники он взял своих приятелей – Сергея Зверева и Игоря Егорова. Ещё по этому уголовному делу проходит Александр Мендерис, на чьём счету две автомобильные кражи.

Мужчины во цвете лет, каждому тридцать с небольшим, до этого судимы не были. С виду они вели порядочную жизнь, об этом говорят и характеристики по месту жительства. Двое воспитывали малолетних детей, один был опекуном недееспособного родственника. Соседи не догадывались об их преступном ремесле. Кстати, с виду автомобильные воры часто похожи на предпринимателей средней руки.

Главарь организованной группы Евгений Макаров решил, что уводить из стойла они будут исключительно «Тойоты» (по статистике, в России почти половина угнанных машин этой марки). Угонщикам «японцы» нравятся, в том числе и за то, что защита у них понятная, без всяких заморочек. Да и можно хорошо заработать на запчастях. 

Как правило, машины крали ­ночью в Иркутске и Ангарске с неохраняемых стоянок возле домов. Каждый выполнял свои воровские обязанности по вскрытию автомобиля, его транспортировке и наблюдению за окружающей обстановкой. Любимые «ласточки» местных водителей очень быстро оказывались в Усолье-Сибирском, где могли какое-то время постоять в родном дворе угонщика, а потом перекочевать в специально отведённый бокс. Когда утром потрясённый хозяин обнаруживал пропажу, было уже поздновато искать машину по горячим следам и уповать на план «Перехват».

Подходящую машину участники преступной группы выбирали спонтанно, по ходу движения: угонщики просто тыкали пальцем в ту, которая понравилась. Далее нужно было «порыбачить», то есть подождать «клиента» на месте его постоянной парковки. И вот ответственный момент: подъехав к дому, владелец нажимает на электронный ключ автомобиля, даже не догадываясь, что в это самое время специальное электронное устройство – код-граббер – буквально в паре десятков метров уже перехватывает код сигнализации и записывает его в свою память. Есть даже такой совет водителю: если ваш автомобиль по непонятной вам причине вдруг не откликается, не отходите от него, потому что, скорее всего, где-то рядом работают угонщики.

Ночью иномарки, не подавая тревоги, вскрывались по «родному» им коду и заводились с помощью проворота. Этот небольшой вандальный инструмент, похожий на отвёрт­ку, портит замок зажигания, но справляется со своей задачей очень быстро. Всё, в принципе, известно, но ведь каждый надеется, что такая беда его не коснётся. Наверное, по этой причине в салонах неохраня­емых машин владельцы постоянно оставляют документы, деньги и ценные вещи, что угонщикам только на руку.

Судьба украденных машин была разной. Один уходили новым владельцам. Для их легализации приобретались аварийные авто с документами. Другие разбирались на запчасти и сбывались с помощью одного из сайтов по продаже запчастей. Одна машина вернулась к хозяйке за вознаграждение. Некоторым потерпевшим повезло: их автомобили нашли в отстойниках, их просто не успели распотрошить. Тайные гаражные работы – естественно, за вознаграждение – проводил кустарный умелец, который менял историю краденых автомобилей путём подделки идентификационного номера кузова. Серьёзного наказания ему удалось избежать, как сказано в обвинительном  заключении, «в связи с деятельным раскаянием».

В этом уголовном деле, которое совсем недавно рассматривал Ангарский городской суд, содержатся 11 эпизодов автомобильных краж, которые совершила группа в период с 9 сентября прошлого года по 17 марта нынешнего. Воля для угонщиков закончилась 30 марта, когда они были взяты под стражу. И вот прозвучал приговор: Макаров проведёт в колонии общего режима 5 лет, Егоров – 4 года 8 месяцев, Зверев – 4,5 года. Солидарно по гражданским  искам потерпевших им придётся выплатить круглую сумму. Повезло Александру Мендерису, которого суд не признал членом организованной преступной группы: за два эпизода кражи он получил три года лишения свободы условно с таким же испытательным сроком. Надо думать, освобождение из-под стражи в зале суда было для него волнующим моментом.

Итогами таких процессов далеко не всегда бывают удовлетворены потерпевшие, лишившиеся своих машин. Они, а вместе с ними и многие автолюбители, считают, что пора ужесточать уголовное законодательство. Будут больше сроки – кто-то уже не так легко пойдёт на преступление. Между тем главарь этой группы выйдет на свободу уже меньше чем через пять лет. Свой «Ниссан», приобретённый на грязные деньги, он предусмотрительно оформил на бабушку. Так что, по-видимому, машина дождётся хозяина.

Для сведения:

Число краж автотранспорта в Иркутской области снизилось с двух тысяч четыре года назад до 660 в прошлом году. За 10 месяцев нынешнего года в регионе похищено 463 автотранспортных средства и угнано без цели сбыта 554. За это время полицейские установили и задержали 176 подозреваемых в кражах и 343 любителя покататься на чужой машине без спросу.  Более половины похищенных автомобилей уголовному розыску удаётся вернуть хозяевам. В областном центре произошло снижение автокраж в 2,5 раза. Раскрываемость этих преступлений в Иркутской области четыре года назад составляла всего 8%. На сегодняшний день она значительно выше, чем в среднем по России. Для сравнения: в Приангарье к уголовной ответственности привлекаются виновники каждого третьего хищения автомобиля, в целом по стране – лишь один из четырёх. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры