издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«А кто здесь стул?»

В Иркутске состоялась премьера спектакля студии «О», где занимаются люди с ограниченными возможностями

  • Автор: Наталья Сокольникова, Фото: Ксения Власенко

В квадратном помещении, занавешенном тёмными шторами, полумрак. По периметру стоят стулья, на них сидят зрители. Играет тревожная музыка, пространство внутри периметра подсвечено красным прожектором. В это пространство заходят люди с деревянными раскладными стульями в руках. Они хаотично расставляют стулья в пустом пространстве и усаживаются на них. Так начался спектакль-перфоманс театральной студии «О», где занимаются люди с ограниченными возможностями.

«Они никогда не взрослеют, но умеют видеть мир таким, какой он есть»

«Театр как терапия» – так звучало первое название театральной студии, которую в октябре 2015 года основали в Иркутске общественная организация родителей детей с ограниченными возможностями «Радуга» и адаптационно-педагогический центр «Прибайкальский талисман». С финансированием студии помогают Благотворительный Алмазный фонд, Фонд президентских грантов, есть и субсидии из местного бюджета.

Задача студии – снять с особенных людей привычные обществу ярлыки и помочь им интегрироваться в реальную жизнь, стать самостоятельными и найти любимое дело. Здесь занимаются люди с ДЦП, синдромом Дауна, умственной отсталостью, аутизмом. Они ставят собственные спектакли, танцуют и занимаются музыкой. Занятия в студии проходят трижды в неделю: два раза – в зале центра единоборств «Октябрьский» на улице Станиславского, один раз – в помещении на Подгорной. Здесь задумывают постановку, репетируют, делают генеральный прогон, а потом показывают её зрителю на городских площадках: в библиотеках, галереях и на улицах города. Выступления проходят в местах, где нет сцены с возвышением: во-первых, чтобы участники студии не запнулись, не заметив подъём, во-вторых, чтобы на представлении могли присутствовать люди на колясках.

На главной странице группы студии в социальной сети «ВКонтакте» есть обращение к зрителям: «Привет, друг! Мы хотим рассказать тебе про людей. Про людей, которые живут в нашем городе, гуляют по улицам, смеются, любят, никогда не взрослеют. И видят мир совсем иначе, чем мы. У них есть какие-то диагнозы, им сложно управлять своим телом, разборчиво говорить и делать большинство привычных для нас вещей. Зато очень просто находиться в моменте. Импровизировать. Обнимать. Говорить прекрасные мудрости между делом. Видеть мир таким, какой он есть, без условностей. И учить нас всему этому». Здесь же, на страницах в социальных сетях, публикуются новости о предстоящих премьерах студии.

Танец актёра, зрителя и стула, ожившего на сцене

Если обычный театр начинается с вешалки, а постановки в нём – с чтения сценария, то работа над спектаклем в студии «О» обычно начинается с вопроса от художественного руководителя, на который он вместе с участниками студии ищет ответ. Вопросы бывают разными. Например: «Что такое ошибка?» Ребята садятся в круг и все вместе рассуждают на заданную тему. Так же рождается концепция постановки: её задумывают не руководители или сценаристы, а ребята – участники студии. Причём часто не нарочно.

Со стульями, которые стали главным атрибутом перфоманса «Ошибка», например, получилось так: педагоги принесли на занятие раскладные деревянные стулья и попросили ребят поработать с ними так, как им этого хочется. Кто-то сел на стул, кто-то сложил его так, чтобы по форме он напоминал рога, и изобразил лося, кто-то стал играть с ним, как с самолётиком.

Так родилась идея перфоманса, в котором помимо особенных актёров принимают участие и зрители. «Глазами особых актёров мы посмотрим на то, как рождаются наши ошибки, почему мы их боимся и кто решает, что мы ошиблись», – наводила на размышления афиша предстоящего перфоманса.

Художественный руководитель студии Николай Марченко в начале представления спросил зрителей, кто из них хочет быть его активным участником. Вызвались несколько человек. Марченко дал им задание: хаотично расставить стулья в пространстве и сесть на них. Потом он огласил правило: сидеть на стуле надо ровно, переставить его нельзя. Когда участники расселись, он громко произнёс: «Это ошибка. Ты можешь её исправить? Чего ты хочешь от этого положения? В чём твоя ошибка?» Подобные выражения он произносил на протяжении всего перфоманса. «Хотелось создать для активного зрителя как можно больше неудобств, чтобы возникло ощущение, близкое особенному человеку: тебя окружают правила и рамки, все вокруг знают, что делать, а ты – нет», – позже рассказал Марченко.

В зал стали входить актёры в чёрно-белых костюмах – воспитанники студии «О» с хореографом Яной Шутовой. Танцуя, они рассматривали зрителей, сидящих на стульях, задерживали взгляды на их лицах, едва заметно улыбались, а после снова покидали сцену.

Потом ведущий попросил участников покинуть стулья, и на сцену снова вышли актёры. Они повторили трюк с «ожившими» стульями с репетиции: положили стулья вверх ногами, перевернули на бок или просто составили друг на друга. Дальше Марченко попросил зрителей вернуться на свои стулья, вписавшись в то положение, которое они занимают. На этот раз для того, чтобы выполнить задание ведущего, им пришлось проявить смекалку.

Кульминацией перфоманса стала сцена, в которой по заданию Марченко актёры студии вместе со зрителями, объединившись по двое, взаимодействовали со стульями: они надевали стулья друг другу на головы, крутили их в руках, смотрели друг другу в глаза и улыбались.

«Стул был отвлекающим манёвром, – говорит Марченко. – Незаметно для себя человек приобрёл новый опыт общения с особыми ребятами. Сначала это был зрительный контакт, а потом – через совместное взаимодействие с этим стулом. Человек не испугался, а, увлёкшись работой, забыл об особенности напарника. Ему было комфортно и интересно». Только в творчестве, по словам Марченко, люди могут оказаться равными – на сцене нет социальных статусов и ярлыков, и каждый, кто оказался на ней, становится творцом в равной степени.

«Не такой, как я, – значит, плохой»

«Когда стул, на котором ты сидел, кто-то переставил в неудобное положение, а ты должен был снова сесть на него, это было похоже на обстоятельства, которые меняют нашу жизнь независимо от нас», – рассказала о своих впечатлениях от спектакля одна из зрительниц. «В какой-то момент было такое взаимодействие – и с актёром, и со стулом, что я задумался: а кто здесь стул?» – добавил другой зритель-участник.

Сам Марченко сформулировал идею перфоманса так: «У нас в обществе есть ксенофобия, такое суждение: «Не такой, как я, – значит, плохой». Считается, что инвалидность – это ошибка. Но все великие открытия были совершены из-за ошибок. Например, увеличительное стекло – результат ошибки. Люди становятся другими или особенными из-за генетических ошибок. В перфомансе мы хотели показать, что ошибка не несёт в себе негативную коннотацию».

В июне особенные актёры выступят с новым перфомансом, его готовят совместно с театром Владимира Лапаева «Продвижение», а в сентябре продолжат показы других спектаклей студии.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры