издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутские каникулы Александра Шульгина

«К вам подойдёт обросший и откормленный за несколько дней мужчина. Это буду я», – пошутил в телефонную трубку известный композитор, музыкант Александр Шульгин перед нашей встречей. Впервые за четыре года часть новогодних каникул он провёл в родном Иркутске. Визит был связан с днём рождения мамы, который выпадает под Новый год. «Я почувствовал, что должен приехать», – признался музыкант и задержался здесь на целую неделю. Перед отъездом он провёл день в обществе ЕЛЕНЫ ЛИСОВСКОЙ и ДМИТРИЯ ДМИТРИЕВА, с которыми посетил памятные для себя места.

Служба в мороз

Рано утром 3 января термометр показывал минус 27 градусов. Примерно такие же морозы стояли четыре года назад, когда композитор в предыдущий раз приезжал в Иркутск. Александр попросил забрать его с остановки общественного транспорта «Микрорайон Байкальский», где сейчас живёт его мама. Перевезти маму в Москву Шульгин предлагал неоднократно, но она отказывается. И музыкант отметил, что прекрасно её понимает: «Тут развитые социальные сети – подруги, родственники, знакомые». Его же детство прошло в Куйбышевском районе Иркутска: «Я родился в начале предместья Рабочее, в деревянном одноэтажном доме, который построил папа. Он был художником и расписал его своими руками. К сожалению, папа рано ушёл из жизни, и дома больше нет».

Перед тем как отправиться по местам боевой славы, Александр попросил дать ему время, чтобы посетить три храма – Знаменский собор, церковь Казанской Божьей Матери и Князе-Владимирский храм, где шли службы. И если сейчас музыкант бывает там как прихожанин, то много лет назад он приходил туда совсем в другом качестве. Например, в Князе-Владимирском храме была школа детского творчества, где Александр учился музыке. Мысль о том, что он учился светской музыке в храме, долго мучила Шульгина. Спустя годы он покаялся и исповедался в этом детском грехе.

Проехав по улице Радищева, мы оказались возле средней общеобразовательной школы  № 73. «По моему ощущению, ничего не поменялось за много лет: те же самые перила, ступеньки, классы, – рассказал Александр. – Такие ледяные скульптуры мы в своё время тоже делали». Минуту назад запертая дверь открылась, а голос сообщил: «Кому другому бы не открыли, а для таких гостей – всегда пожалуйста». Александра знают и помнят нынешние учителя, которые окончили школу даже позже, чем он. «Летом мы покрасили парты; таблички и доска новые, а всё остальное с тех времён», – рассказала в кабинете математики заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Высоцкая.

[/dme:i]

С математикой у Александра особые отношения сложились ещё в школе – он успешно выступил на школьной, районной, городской, а после и на Сибирской олимпиаде, которая проводилась в Новосибирске: «Сначала я не понимал, почему такая несправедливость – все ушли в футбол играть, а меня оставили задачи решать. И только потом я начал осознавать, что учитель оставался после уроков ради меня». Второе место среди увлечений занимала музыка – Шульгин играл в школьном ансамбле на гитаре. Причём он был на год-два младше всех остальных членов коллектива. «Ко мне относились как к молодому, поэтому приходилось доказывать, стараться, спрос был больше», – вспоминает Александр.

Мы же были модные

Школьный ансамбль играл на выпускном вечере. «Исполняли то, что тогда было не запрещено играть, – хит всех дискотек «Всё, что в жизни есть у меня» Добрынина, «Вот новый поворот» «Машины времени», «Битлз», конечно же». «А «Школьный вальс»?» – поинтересовался наш фотокорреспондент. «Нет, мы же были модные», – пошутил Шульгин. После торжественной части и дискотеки, на которой будущий музыкант исполнял роль ди-джея, как полагается, отправились всей параллелью встречать рассвет. «В те годы гулять ночью с девушкой для нас было чем-то из ряда вон выходящим. В наши времена если мальчик встречался с девочкой, то сначала месяца два он носил ей ранец, только потом мог взять за руку. Сейчас воспитание другое. Молодёжь уже в 15 лет по клубам ходит, – сожалеет Александр Шульгин. – Четыре дня назад пошёл гулять по Иркутску, услышал отборный мат за спиной – оказывается, девчонки 16-17 лет так друг с другом общаются. Я в школе такого не слышал даже от самых отъявленных хулиганов, а уж чтобы девочка сквернословила – такое было вообще исключено».

Сам Шульгин никаких вредных привычек не имеет, но признался, что грешил курением  сигарет, курить начал в 22 года. «Были за границей, было скучно, начал курить, – рассказал он. – Бросил только три года тому назад. Сразу плюс 15 кг – очень непривычно, потому что у меня никогда не было лишнего веса. Зато после того, как бросил курить, совершенно по-другому себя ощущаю».

В 2012 году средняя школа № 73 будет отмечать свой 50-летний юбилей. Правда, изменится ли её внешний вид к этой памятной дате, неизвестно. Два года назад школу, которую окончил вице-спикер Законодательного Собрания Иркутской области Геннадий Истомин, исключили из программы капитального ремонта, успев, правда, поменять систему отопления. Год назад здесь должны были начать менять полы, окна. «Но наступил кризис, нас из программы исключили, и большой вопрос – когда включат обратно», – рассказала Елена Высоцкая.

Хоккей с шайбой отец не признавал

После школы мы отправились на стадион «Динамо». «Папа приводил меня сюда почти каждый день: летом играли в футбол, зимой – в хоккей с мячом, потому что хоккей с шайбой отец не признавал», – вспоминает Александр. Сейчас под массовое катание отведена малая часть стадиона, остальная пустует. А в самом здании появились гостиница, где предлагаются номера от 300 рублей, кафе и автошкола. «Я бы сейчас с таким удовольствием покатался на коньках, но не могу – после операции на коленях, которые я разбил в горах, мне нельзя ни коньки, ни лыжи, ни теннис», – посетовал Александр. Травму он получил при восхождении на вершину чуть выше 2,5 км – гору Святой Екатерины на Синае, относительно невысокую по сравнению с остальными, где он был. Шульгин покорил несколько шеститысячников в Андах, Килиманджаро и Роки Маунтин.

[/dme:i]

В Иркутске больше нет станции юных техников, где Александр учился фотографии, её расформировали. «Фиксажи, проявители, закрепители, красный свет – всё это я помню, у меня даже большой пакет фотографий остался, правда, они пожелтели от времени», – рассказал он. А вот городская детская библиотека имени Пушкина не только существует, но, судя по обновлённому фасаду, ещё и здравствует. Как и водокачка через дорогу, которая сохранилась с тех времён. Этот факт привёл иркутского гостя в восторг. «Не ожидал, что в городе ещё есть колонки», – поделился он впечатлениями.

«Раз в неделю я приносил домой вот такую стопку книг; что не давали на дом – читал в библиотеке. Жюль Верн, Майн Рид, Уэллс, Дюма, Толстой, – перечислил музыкант. – Причём Толстого я открыл для себя именно в те годы, классе в седьмом. Помню, как он на полторы-две страницы описал руки Пьера Безухова, который проигрывал в карты, – по рукам, описывая их, Толстой передал всё его состояние, всю его драму. И я понял тогда, что такое Толстой, что такое слово». Много читает Шульгин до сих пор, правда, теперь на ноутбуке и всё больше духовную и философскую литературу. А вот телевизора в его квартире нет уже лет 10. «Вчера был в гостях и посмотрел некоторые программы. До сих пор нахожусь в неком смущении от того, насколько упала морально-нравственная планка на ведущих федеральных телеканалах», – дал своё резюме Шульгин.

Все болели роком, а я ходил в филармонию

Потом мы побывали у Вечного огоня в сквере Кирова и в филармонии. Из-за сильных морозов поста №1, где в своё время нёс караул школьник по фамилии Шульгин, не было. Да и пламя практически не было заметно. Новым для гостя на нижней набережной Ангары стали установленные не так давно скамейки и замки, ими новобрачные увешали часть ограждения. В холл Иркутской филармонии нас пустить отказались – ещё не закончился детский утренник. Пришлось довольствоваться фотосессией на фоне афиш: «В филармонию в то время приезжало много музыкантов с хорошими программами. Билеты можно было легко достать, и стоили они относительно недорого. Я даже несколько раз приходил сюда с девушкой, хотя на фоне всеобщего увлечения рок-группами это было не лучшее место для свидания. Но именно здесь произошло моё знакомство с настоящей живой музыкой». После развода Александр Шульгин не женился. «Я живу один, – сказал он. – Но не один, я с музыкой, я весь в ней».  

3 января окончилось для нас в кафе одного из иркутских кинотеатров в центре Иркутска. Александр Шульгин выбрал его по трём причинам: здесь он когда-то смотрел авторское кино, а сейчас есть вай-фай и готовят вкусный сибирский чай. «В нём очень много ингредиентов, мне даже рецепт дали», – сообщил музыкант. Чай, и правда, оказался отменным на вкус, выяснилось, что им можно утолить не только жажду, но и голод. Подключив ноутбук, Александр на какое-то время углубился в электронную почту (каждый день он получает до полутора тысяч писем), а потом решительно отставил его и начал по нашей просьбе рассказывать о своих творческих планах.

[/dme:i]

«Надеюсь, что сразу после Великого поста выйдет мой альбом «Диптих». Первая часть – второй мой фортепианный альбом в исполнении пианиста Гари Хазбенда, который участвовал в создании «Триптиха», – рассказал Александр Шульгин. «Триптих» вышел в свет в 2008 году и получил положительные отклики как российских, так и зарубежных музыкантов и профессионалов. «Атмосфера – ключевое слово в моих музыкальных стремлениях, будь то джаз, классика или фьюжн, и тут я получил возможность ощутить её сполна», – признался Гари Хазбенд после работы над альбомом.

«Для меня Гари – не только музыкант с мировым именем, но и человек, который пытается находить в музыке новые формы, – сказал Шульгин. – Если получится, мы бы с удовольствием подарили такой концерт Иркутску на юбилей города». Вторая часть «Диптиха» – альбом для арфы и виолончели. «Арфа – сказочный инструмент, берущий своё начало от гуслей, – считает музыкант. – А две пьесы для виолончели сыграл, на мой взгляд, лучший виолончелист мира Джулиан Ллойд Вебер, единственный в мире обладатель уникальной виолончели Страдивари».

Шульгин продолжает работать над аутентичным инструментальным альбомом и большой формой для оркестра. Правда, делать это приходится в непростых условиях – не хватает времени для уединения: «Пушкин уединялся, чтобы создать «Евгения Онегина», Чайковский – четвёртую симфонию. Мне приходится сочинять музыку по ночам, урывками». Остаться одному в большом городе очень сложно, наверное, именно поэтому Александр хотел бы в ближайшие годы приехать в Иркутск – на юбилей города и юбилей школы. «К этому времени у вас как раз будет много нереализованного жилья, которое будет недорого стоить», – отметил он. Кто знает, может, так музыкант дал понять – мысль вернуться в Иркутск уже не кажется ему фантастической.  nnn

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры