издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рождественские колядки в Усть-Уде

Рождественские
колядки в Усть-Уде

Станислав
БИЗИМОВ, "Восточно-Сибирская
правда"

— Хочешь
посмотреть, как в деревне колядуют
в ночь под Рождество? — спросил
как-то меня мой хороший знакомый
Николай Проклов. — Приезжай к нам в
Усть-Уду.

Перед дорогой я
решил заглянуть в справочник, ибо о
колядовании, как и многие граждане,
имел только общие представления. По
словарю Ожегова колядки —
старинный рождественский обряд,
прославление праздника Рождества.
А вот у Даля было более широкое
толкование: хождение по домам славя
Христа, собирая подати в виде денег
и пищи.

И вот, имея столь
скудные сведения, я тронулся в путь.

В Усть-Уде меня
уже ждали и прямо с дороги повели в
баню: отпаривать грехи прошедшего
года.

Когда завечерело,
стали собираться колядовщики.
Мужики да бабы обряжались почудней,
кто в тулуп, вывернутый наизнанку,
кто влезал в юбку невиданных
размеров. Разукрашивали друг другу
лицо так, что мать родная не
признает.

Такой
разношерстной компанией мы
тронулись по деревенским улицам,
горланя задорные песни, на ходу
решая, в какой двор заглянуть.
Сделав выбор, мы вставали под
ворота и, не обращая внимания на
громкий лай хозяйских собак,
начинали стучать в окна, крича:

— Как на улице
мороз примораживает, не велит долго
стоять, велит скоро подавать.

А уж как услышали,
что хозяин идет открывать, начинали
кричать:

— Ты позволь-ка
нам, хозяин, под окошко встать,
коляду рассказать.

Гостям-колядовщикам
хозяева рады, не знают, как получше
усадить, чем послаще угостить.

А колядовщики,
входя в дом с веселой
песней-колядкой, начинают славить
хозяев, желая им различных благ в
наступающем году.

— Ты позволь-ка
нам, хозяин, в нову горенку войти, в
нову горенку войти, слово молвити.
Чтобы у вас всего было вдоволь, чтоб
поросятки водились и горшки не
бились, чтоб богатым был новый год.
Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву
удоварилось, чтобы детки
подрастали, чтобы девок замуж
брали.

Спев еще одну
колядку, мы по праву хозяев начали
требовать подношений.

— Дайте сала
кусок, чтоб кабан был высок, со стол
вышины, с печку толщины.

Чтобы устрашить
хозяев, заставить их быть более
сговорчивыми, стали выкрикивать
страшилки:

— Кто не даст
пятачок, у того корову за бочок, кто
не даст холодца, тот проснется без
лица.

Хозяева со смехом
стали довать кто чем богат, кто-то
отдаривался стряпней, а кто что и
посущественней клал в наш
безразмерный мешок.

Существует
поверье, что сколько бы ни отдал,
все вернется сторицей.

Пока наполнялся
наш мешок, устраивались веселые
танцы с частушками да прибаутками,
на которые так щедр русский народ.

Перед уходом
колядовщики выполняли самый
главный обряд.

— Сею, вею,
повеваю, овес, ячмень посыпаю,
счастья, радости желаю.

— Сею, вею,
повеваю, я пшеницу посыпаю, с Новым
годом поздравляю.

— Сею, вею,
повеваю, людям счастья созываю, сею
зерна по дороге, добрым людям на
здоровье.

В то время, когда
произносились эти слова, каждый из
колядовщиков посыпал хозяев
горстями зерна, чтобы счастье и
удача не обходили стороной этот дом
весь год. Но только при одном
условии — хозяева все зерна должны
собрать руками.

Вот так и ходили
мы по деревне от дома к дому, везде
желанные, теплом сердец людских
согретые. А когда стало невмоготу
носить мешок с подарками, собрались
за рождественским столом.

Вкусно было!

Вот такие они —
рождественские колядки в Усть-Уде!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры