издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О чем поет петух на крыше?

О чем
поет петух на крыше?

Подведены итоги
викторины для ребят "Вспомним о
забытом"

Работы
поступили из Киренского района (д.
Кривая Лука и Макарово),
Бодайбинского района (п. Маракан), г.
Нижнеудинска, г. Черемхова,
Баяндаевского района, и наибольшее
количество работ из Иркутского
района и г. Иркутска. В основном
отвечали школьники-кружковцы,
занимающиеся историей своего края.
А две работы — Киб Алеши и Иры и
Голикова Димы — можно считать
индивидуальными и даже одними из
лучших!

Удивительные
работы фигурной выпечки из теста
прислали ребята из Черемхова,
Малого Голоустного. Для того, чтобы
вспомнить о забытых жаворонках и
лесенках, они изучали литературу,
записывали воспоминания
старожилов сел и под их чутким
руководством заводили тесто и
стряпали.

Возможно,
возродить многие традиции уже не
удастся, но для ребят стало
очевидно, что наши бабушки и
дедушки жили не скучно, даже без
телевизоров и дискотек, настолько
необходимых для кого-то сегодня.

Наибольшее
количество баллов набрали
кружковцы Дома детского творчества
Черемхова (руководитель Зоя
Алексеевна Мамаева). Их работа с
рисунком, редкими фотографиями,
воспоминаниями старожилов,
изделиями из теста представляет
целое научное исследование.

А викторины
из Кривой Луки и Карлука отличаются
самым красивым оформлением и,
конечно же, богатым содержанием.
Эти работы также признаны лучшими.
Кстати, слабых работ вообще не было,
каждая являла собой творчество.

"Чем
объяснить, что на конек крыши наши
предки старались "посадить"
голову коня или петуха?"
Школьники из с. Максимовщина
написали так: "Простая душа
суеверного пахаря, жившего заодно с
матерью-природой… верила в
защитную силу коня, который был
верным другом, а не просто
пахарем-работником. Конь был
символом добра и счастья…
Вероятно, поэтому в русском
деревянном зодчестве охлупень
домов завершали "коньком", как
оберег домашнего очага… А в
современном крестьянском быту
петух считается существом,
отгоняющим нечистую силу и
охраняющим от пожаров. "Петух на
крыше — в доме тише", — говорили в
народе.

Наиболее
интересным и сложным был для ребят
вопрос: "В какой день каждый
желающий может позвонить в колокол,
а в какой обязательно молчание
колоколов, т.е. они не звонили
вообще?"

"Только
ленивый не звонил в колокол на
Пасху" — написали черемховцы.
"Каждый город и село оглашаются
колокольным звоном до вечерен, где
позволено упражняться всем
желающим" — дополняют Ира и Алеша
Киб.

А вот на
вопрос "Когда обязательно
молчание колоколов" ответили не
все. Ребята ходили к священникам,
искали в литературе, но, видимо, не
все в истории нашей страны проходит
бесследно… Наиболее полно
ответила на этот вопрос Свинарева
Аня, — ученица 11 класса школы N10 г.
Нижнеудинска: "Траур по умершему
подразумевает ограничение
"звуковой палитры" всей жизни,
потому запрещены громкие разговоры
и смех. Память чтят минутой
молчания. В церкви молчание
колоколов тоже означает траур. Как
известно, пасхальное Воскресенье
приходится на страстную неделю.
Иисус Христос воскрес в
воскресенье, в четверг он созвал
тайную вечерю, где снял маску с лица
Иуды, а в пятницу его казнили на
кресте. Поэтому в страстную пятницу
колокола во всех церквях обязаны
молчать. Это самый выразительный
пример траура по случаю кончины
Христа".

"Когда и
почему специально покупают живых
птичек, чтобы выпустить их на
волю?"

Вот что
сообщили нам ребята из с. Большая
Речка: "Благовещенье — птиц на
волю отпущенье. Считалось, что
добрые дела, совершаемые в пользу
других, особенно обделенных
судьбой, помогали снять с души
грех… Люди неимущие выкупали у
птицеловов птиц, чтобы отпустить
беззащитное существо на волю".

На вопрос о
птичках из теста, жаворонках
наиболее полным был ответ из п.
Кривая Лука Киренского района: "В
старину 9 (22) марта, в день весеннего
равноденствия (он еще назывался
"Сорок мучеников", "Сорок
сороков"), чтобы отметить начало
весны и возвращение птиц из теплых
стран, из хлебного теста пекли
вкусные булочки в форме птичек…"
Криволукские школьники
посоветовали нам рецепт и способ
приготовления этих птичек, которых,
кстати, называют еще и
"уточками", "птушками",
"куликами"…

Наиболее
полный ответ на вопрос "В какой
день освящают в церквях новый
урожай — хлеб, овощи и проч.?"
ответили школьники из Кривой Луки:
"Вся земля на благословлении
Господнем… Грех срывать плод до
времени. Дай ему, голубчику, войти в
силу, напиться росою, землею и
солнышком, дождаться милосердного
благословения на потребу человека.

1/14 августа —
первый Спас — медовый — пчеловоды
освящают первый мед и разговляются
им, пекут пироги с пшенной кашей и
свежим медом.

6/19 августа —
Преображенье — второй Спас —
яблочный. С этого дня и яблоки есть
можно.

29 августа —
хлебный Спас — пекли хлеб и пироги
из зерна нового урожая; он же
ореховый Спас — к этому дню орехи
поспевали и их можно было собирать;
он же Спас полотняный — основанный
на предании о чудотворном образе
лика Иисуса Христа".

Не всем
доступен оказался ответ на вопрос
"Сохранился ли до наших дней
старинный способ выпечки хлеба
"на вару" и как называется
современное хлебное изделие,
которое обливают кипятком, прежде
чем сажать в печь?"

Наиболее
полно ответили и даже рецепт хлеба
"на вару" дали нам учащиеся
интерната-гимназии N1 г. Иркутска. И
добавили: "Представителями же
современного хлеба "на вару"
являются… баранки!" Раньше это
изделие называлось
"обваранки", т.к. перед
посадкой в печь его обваривали
кипятком.

Красивая и
творчески оформленная работа
краеведа из Пивоваровской средней
школы наиболее полно раскрыла
смысл Великого поста, который
заключался как в физическом, так и в
духовном очищении: "Ошибается
тот, кто считает, что пост лишь в
воздержании от пищи. Истинный пост
есть удаление зла, обуздание языка,
отложение гнева, укрощение похотей,
прекращение клеветы, лжи,
клятвопреступлений…"

А,
ознакомившись с рецептами
старинных блюд для поста,
призадумаешься…

А знаете ли
вы, почему в день свадьбы жених с
невестой бьют бокалы?

— Да чтобы не
было раздора в новой семье. А самое
древнее толкование этого обычая
отыскали ребята из Большой Речки:
"Разбить посуду означает:
расстаться с холостой жизнью",
что означало переломный момент в
жизни молодых.

И хлеб с
солью подают молодоженам как
магический оберег, как символ
единства семьи и гостеприимства.

Об обрядах,
посвященных молодоженам на
масленой неделе, рассказала
краеведам из черемховского Дома
творчества Васильева Клавдия
Ивановна, 1911 года рождения, о том,
как в 1931 году заставляли их,
молодоженов, при всех целоваться,
т.е. "выкупать молодого мужа,
привязанного к столбу поцелуями
"из неволи", засыпали их снегом
и заставляли раскачиваться на
качелях, кататься с горки.

"Поцелуи
молодоженов должны были разбудить
природу, содействовать ее расцвету
и плодоношению" — разъясняют
малоголоустненские школьники.

И последний
вопрос: "Какие праздники
покровительствовали и посвящены
животным, насекомым и другим
"братьям нашим меньшим"?

Оказывается,
у "братьев наших меньших" не
так уж мало покровителей. 24 февраля
был день святого великомученика
Власия, которому было поручено
покровительство и защита всего
живого. Именно ему адресуются
молитвы во время эпидемий
каких-либо болезней животных. С
иконой св. Власия обходят домашний
скот во избежание болезней и
падежа.

Итак, итоги
подведены. Независимо от того, чья
работа была лучшей, мы благодарим
всех школьников и педагогов, кто
прислал свои работы с ответам на
конкурс. Все участники
награждаются грамотами. А краеведы
г. Черемхова, сел Кривая Лука,
Большая Речка и Алеша и Ира Киб из г.
Иркутска награждаются ценными
подарками и дипломами I, II и III
степеней.

Ирина
ПЯДУШКИНА, Центр детско-юношеского
туризма и краеведения.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры