издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Троица в нашей деревне

Троица
в нашей деревне

Александра
НЕФЕДЬЕВА, зам. директора по
научной работе АЭМ "Тальцы"

Скоро,
скоро Троица,

Луг
травой покроется,

Испытание
сдадим,

Сердце
успокоится!

Как только
приближается праздник Троица, так в
памяти моей, без всяких с моей
стороны усилий, возникает эта
частушка и маленькая девочка Зоя с
рыжеватым оттенком волос,
заплетенных в одну толстую косу,
спускавшуюся ниже пояса. Это она
вместе с напарницей, красиво
отбивая чечетку, пела эту частушку
на большой перемене нашей
Лопатинской школы, в которую мы,
жители поселка Московский, перешли
учиться после окончания третьего
класса.

Может быть, и
эта девочка, и эта припевка
запомнились мне на всю жизнь
несоответствием содержания
частушки с действительностью. В
школу мы ходили за 7 километров
через луга, и они уже давно были
покрыты травой, между которой цвели
первые ранние луговые цветы, а
Троица все не наступала. Уже были
сданы экзамены, и мы уже перестали
ходить в школу, а Троицы все не было.

Как,
наверное, и любой праздник, который
ждешь, приходит все равно
неожиданно, так и Троица. Мать
утром, уходя на работу, объявила
нам, чтобы мы провели тщательную
уборку дома, сеней, двора, т.е. всего
нашего небольшого хозяйства, а
вечером сходили за травой, — завтра
будет Троица. И вот мы, протерев
везде пыль, все вымыв,
объединившись с соседскими детьми,
идем в дальнюю лощину, километров в
пяти от деревни, крутые склоны
которой были покрыты зарослями
богородской травы. Это уже потом я
узнала ее научное название — тимьян
ползучий, известный в народе под не
менее распространенным названием
"чабрец". Набив мешки травой,
спешим домой, продолжить убранство.
Травой засыпалось все — пол, сени,
подоконники, и так было в каждом
доме. Терпкий специфический запах
травы заполонил все пространство —
дом, улицу, огороды. Его было так
много, что, казалось, воздух
пропитался им до самого неба.

Утро
троицкого дня начиналось для нашей
семьи с зажжения лампадки у
божницы, на которой стояли бумажные
иконы, наклеенные на доску.
Подлинные старинные иконы (семья до
революции была верующей), видимо,
при раскулачивании деда исчезли.
Мать, уже выйдя замуж и нажив
четверых детей, продавая молоко в
городе, увидела печатные бумажные
иконы, обменяла молоко на них и
привезла в дом. Как только лампада
разгоралась, начиналось общее
чтение молитвы, а затем трапеза.
После чего молодые девушки
начинали кучковаться, ходили из
дома в дом, о чем-то шептались, и
наконец, решив все вопросы,
объединившись в общую группу,
уходили в луга завивать венки,
кумиться, есть яичницу, играть в
игры, петь и плясать. Нас, малышей,
несмотря на нашу настойчивость и
даже рев, с собой не брали. В луга в
этот день мы так и не попадали.
Объединившись с соседями после
обеда, родители также уходили на
берег небольшой речушки и гуляли
там до позднего вечера.

Но не для
всех Троица была таким ярким и
радостным днем, когда на лоне
расцветшей природы после трудной
весенней поры — пахоты и засева
полей можно было наконец
расслабиться, вволю погулять,
чествуя солнце, родимую землю и
родную березку — символ расцветшей
российской природы. У тех, у кого
когда-то родные умерли
неестественной смертью:
утопленники, опившиеся вина,
самоубийцы и т.д., — в Троицу
начиналась пора поминовения. Так
как в другое время делать это
запрещалось и церковью и обычаем.
Таких покойников не хоронили даже
на кладбище, а где-нибудь за ее
оградой, а в более раннее время — в
пустынных, болотистых местах, в
оврагах, забрасывая сверху ветками.
Считалось, что грех их настолько
велик, что даже все прощающая и все
терпящая земля не принимает их в
себя. И только упорная,
многовековая борьба церкви с этим
народным обычаем привела к
середине XIХ века к возможности
хоронить бедолаг близ кладбища, или
на кладбище в стороне от других
могил. Такое суровое отношение к
данной категории покойников
объясняется тем, что, по народным
представлениям, все они сразу же
после смерти поступали в
распоряжение нечистой силы и по их
приказу творили односельчанам
разные беды — то засуху нашлют, то
град, то другие несчастья, то
напугают кого-то.

В Троицу
родные и друзья покойных шли к
местам захоронения таких
покойников, убирали их могилки,
обметая травяными вениками
невысокие холмики. Считалось, что
тем самым они промывали глаза
усопшим, а там где были церкви,
заказывали молебны.

Праздник
Троица часто называется еще
Пятидесятницей. В этот пятидесятый
день после воскрешения Христа в мир
сошло третье лицо Троицы, ранее
человечеству неизвестное — Дух
Святой в виде 12 языков пламени, и
почило на 12 апостолах,
представлявших в целом весь род
человеческий. Таким образом, в этот
день для человечества завершилось
познание бога в трех его ипостасях
— Бога Отца, Бога Сына и Святого
Духа.

Праздник
Троица будет проводиться ныне 7
июня 1998 года с 13 часов дня в
архитектурно-этнографическом
музее "Тальцы". Приглашаем
всех желающих!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры