издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Петля" для эмигрантов

"Петля"
для эмигрантов

Сегодня вечером участник
Всероссийского театрального
фестиваля московский театр
"Модернъ" покажет спектакль по
пьесе Рустама Ибрагимбекова
"Петля".

Мы попросили
художественного руководителя
театра Светлану Врагову
представить свой коллектив:

— Наш театр
был организован в 1988 году из курса
Щепкинского театрального училища,
руководил которым выдающийся актер
Михаил Иванович Царев. Первым
спектаклем стала "Дорогая Елена
Сергеевна" Разумовской.
Спектакль откровенно обнажил
непримиримость позиций взрослого и
молодого поколений. С увлечением
наши актеры работали и над
"Веселыми расплюевскими
днями" Сухово-Кобылина, "Видео.
Бокс. Пуля" Козловского, "Ищет
встречи" и другими. С первых
постановок театр стал чрезвычайно
востребован не только у московских
зрителей, но и за рубежом — в Европе
и Америке. Особое взаимопонимание у
нас возникло с публикой Чикаго.

С 1991 года,
после кардинальных перемен в жизни
России, мы решили политическую
окраску наших спектаклей сменить
на художественную, выбрав объектом
своего внимания "серебряный
век" — уникальное явление
русского искусства, до сих пор мало
изученное, хранящее множество тайн.
Пьеса Леонида Андреева "Катерина
Ивановна", предвосхищающая
мировые катаклизмы, современный
апокалипсис оказалась созвучной
нашим устремлениям.

Работая над
"Счастливыми событиями"
Мрожека, поняли, что мы часть
мирового сообщества, выбрав для
постановочного решения спектакля
философское направление, решенное
с элементами акробатики. Мы
исследовали причины всемирной
катастрофы, заданные драматургом в
пьесе, пытались ответить на вечные
вопросы: как отстоять мир на земле и
мир в себе? Как не утратить наследие
прошлого в сумятице и всемирном
хаосе? Проблема, поднятая нами,
оказалась общечеловеческой, в этом
мы убедились, когда после показа
"Счастливых событий" в Марселе
зрители аплодировали нам
двенадцать минут.

Работа над
пьесой Рустама Ибрагимбекова —
наша последняя премьера.
Представляя ее на фестивале
современной драматургии имени
Вампилова, мы волнуемся, потому что
не понаслышке знаем о
взыскательности иркутской публики,
ее художественном вкусе. В
спектакле "Петля" мы пытаемся
искренне ответить на сложнейшие
вопросы нашего исторического
прошлого и надеемся, что зрители
нас поймут.

Лауреат
премии "Оскар" за фильм
"Утомленные солнцем", автор
множества пьес и киносценариев,
Рустам Ибрагимбеков о своей пьесе
говорит: "С одной стороны — это
воспоминание о славных традициях
русского общества. С другой —
сопоставляя события прошлого с тем,
что происходит сейчас, мы
сегодняшними глазами оцениваем
движение времени".

Свой взгляд
на спектакль "Петля" высказала
также московский журналист
Екатерина Кислярова:

— По всей
видимости, "Петлю" уже можно
причислить к "золотому фонду"
театра "Модернъ" — наряду с
"Катериной Ивановной" и
"Счастливыми событиями",
спектаклями, которые от сезона к
сезону становятся все лучше,
подобно выдержанному вину. В случае
с "Петлей" сравнение с вином
оправдано — действие
разворачивается во Франции. А
точнее, в Париже 1930 годов. Среди
главных действующих лиц один
француз, остальные — русские
эмигранты, покинувшие родину после
революции 1917 года. С тех пор прошло
много лет, им, казалось бы, удалось
устроиться на чужбине, но… "Мы
отечество не выбираем, потому что
отечество в нас", — эти слова
одного из звучащих со сцены
романсов стали лейтмотивом
спектакля. Именно романсы —
задушевно-романсовой интонацией в
"Петле" наделены и цыганская
заздравная "Пей до дна!", и даже
белогвардейский гимн "Так за
царя, за Родину, за веру" —
создают особую ностальгическую
атмосферу спектакля. Атмосферу
тоски по несуществующей уже стране,
по той "России, которую мы
потеряли".

В спектакле
тщательно воссоздается
культурно-исторический контекст
эпохи. Персонажи "Петли"
знакомы со многими "знаковыми"
(или, как сейчас говорят,
культовыми) личностями той эпохи: с
писателем Иваном Буниным,
основоположником психологизма
Зигмундом Фрейдом, театральным
деятелем Николаем Евреиновым. В их
числе Григорий Распутин — одна из
самых противоречивых и загадочных
фигур русской истории ХХ века.
Шарлатан или целитель, развратник
или праведник, дьявол во плоти или
святой — театр не дает однозначного
ответа на этот вопрос. В спектакле
важно иное: найти меру
ответственности обычного,
"негосударственного" человека
за его вмешательство в историю.
Призрак Распутина (Олег
Масленников) неотступно преследует
главного героя пьесы полковника
Субботина (его прототипом послужил
поручик Сухотин, один из
действительных участников
убийства Распутина). Тогда
заговорщикам казалось, что это
убийство спасет монархию и поможет
России победить в первой мировой
войне. Но в действительности все
обернулось прямо противоположным
образом. Война с Германией
проиграна, революция произошла, а
самого Субботина (Олег Царев) и в
Париже преследуют агенты ГПУ… Из
мучительных диалогов, которые
Субботин ведет с призраком
(вспоминаются кошмары Ивана
Карамазова или, скажем,
булгаковского генерала Хлудова)
следует, что если бы Распутин
остался жив, события смогли бы
пойти по иному руслу: благодаря его
влиянию немцы могли бы добиться
мира и не финансировали бы
большевиков. Исторические события
(как, впрочем, и события отдельной
человеческой жизни) не повернешь
вспять. Сознание того, что история
не знает сослагательного
наклонения, не может освободить
героя Олега Царева-Субботина от
ответственности перед самим собой,
перед собственной совестью. Ведь
главная тема спектакля —
"чувство вины перед нынешней
Россией".

Сегодня
вечером мы сможем познакомиться с
Рустамом Ибрагимбековым, который
на фестивале возглавляет работу
лаборатории драматургов, и
Светланой Враговой, услышать их
рассказ о работе над спектаклем.
Сможем сравнить мнение московского
журналиста со своим. Сегодня
вечером "Петля" — символ
орудия самоубийства…

Беседовала

Светлана ЖАРТУН

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер