издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мастер лубка из Гришево

Этот сказочного вида "мужичок-лесовичок" как будто сошел со своих лубочных картинок, стал живым персонажем. Александр Потапов, член Союза художников России, представитель московской мастерской народной графики "Русский лубок", лауреат премии Демидовского фонда, посетил с большой выставкой город Черемхово, место своего рождения и школьного детства. Местные краеведы и почитатели искусств даже не слышали о таком земляке. А ведь его картины успели побывать в городах Европы, Америки, Канады, Японии, хранятся в музеях Москвы, Ташкента, Барнаула, в частных коллекциях дальнего зарубежья.

Как сказал Потапов на открытии своей выставки, он
осуществил свою мечту — приехал на родину после тридцати
с лишним лет разлуки и привез работы, заслужившие
признание в мире. Судьба Александра сложилась так, что
он родился в многодетной семье в поселке Гришево, на
окраине города угольщиков. Позже семья переезжала то в
Макарьево, то в Свирск. Юноша окончил Иркутское
художественное училище и стал профессиональным
художником, отдавая предпочтение графическим работам.
Творческие дороги привели его в Барнаул, и там Потапов
бросил якорь, всей душой прикипел к родине дорогого
сердцу народного писателя Василия Макаровича
Шукшина. Но вот что поразило нас, слушавших рассказ
Александра Никитовича: он придумал себе веселое
прозвище «Тунгус Черемховский», утверждая во всех
краях и странах мира свое родство с нашим городом.
Долгим оказался путь к истоку, но теперь это имя
черемховцы никогда не забудут, как и эти уникальные
графические лубочные работы. Знакомство с московскими
мастерами, воскресившими технику и философию русского
лубка, оказало столь сильное впечатление на Александра
Потапова, что он посвятил себя целиком изучению этого
направления и создал несколько серий картин в стиле
лубка. Когда-то во времена первопечатников лубочные
картинки украшали жилища простого люда, веселили и
воспитывали народ, служили для чтения смешных и
назидательных, поучительных или дерзких, остроумных
подписей. Потапову удалось схватить самый дух лубочных
сюжетов и сопроводить рисунки короткими и звучными
строчками. О чем его лубок? Да о народном характере и
таланте. Вот крестьяне на земле трудятся, у них «ремесло
за плечами не висит, а ко времени сгодится». А это
небылица в лицах о тех, «кому жилося весело, вольготно на
Руси», с босым Шукшиным-балалаечником в центре.
Мужик-«питух» не обойден вниманием: «кабы не дырка во
рте, так бы ходил в золоте».

Александр Никитович про каждую картину рассказал, на
вопросы ответил, и молодежь во все глаза смотрела на
удивительного художника, создавшего мир героев между
прошлым и будущим, образы современников в одежде
наших предков, удалых и на слово метких. Галерея
лубочных и графических сюжетов притягивает и наводит
на размышления о корнях наших, о бренности и вечности.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры