издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Элитное противостояние

  • Автор: Димитрий ЕЛОВСКИЙ

Конец 2005 года прошел под знаком все усиливающегося скрытого противостояния между губернатором Иркутской области Александром Тишаниным и региональной элитой, которая консолидируется вокруг спикера Законодательного собрания Виктора Круглова. Последняя уже заставила главу региона пойти на компромисс по вопросу о приватизации пакета акций ОАО "Верхнечонскнефтегаз". Местные политики в один голос называют главным событием 2006 года референдум по объединению области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Он должен состоятся 16 апреля.

Как справедливо отметил председатель комитета по собственности и экономической
политике Заксобрания Максим Сурнин, то, каким будет главное событие 2006 года,
станет ясно только после его окончания.

Событие года

По закону, для того, чтобы голосование было признано состоявшимся, на него
должны прийти более 50% избирателей. Чтобы объединение началось, более 50% из
пришедших должны проголосовать «за». По словам вице-спикера, председателя
комитета по госстроительству Заксобрания Людмилы Берлиной, правовая основа для
проведения референдума в Иркутской области подготовлена в полном объеме. С
юридической точки зрения, Приангарье к референдуму готово. Однако, как уже писал
«Конкурент» 17 декабря, практическая подготовка к голосованию вызывает сомнения
— до сих пор не сформирована концепция кампании. В СМИ пиар-кампания, по
наблюдениям экспертов, даже еще и не начиналась. Причем, по неофициальной
информации из штаба, его руководство надеется на административный ресурс. Но,
как указал один из близких к штабистам политтехнологов, «пятьдесят процентов за
руку не приведешь и вбросами не обеспечишь — необходимо значительную часть
избирателей убедить прийти на референдум».

Официально депутаты предпочитают не только поддерживать референдум, но и
демонстрировать твердокаменную убежденность в том, что он состоится. Людмила
Берлина и Юрий Фалейчик считают, что голосование состоится. Благоприятный
прогноз и у Павла Зорина, который указывает на то, что референдум «даст толчок к
экономическому развитию объединенного региона». По его мнению, удачно
проведенное голосование изменит не очень благожелательное отношение федерального
центра к области. Гайдар Гайдаров добавляет, что благодаря благоприятному исходу
голосования может улучшится бюджетная обеспеченность региона.

«На самом деле особый статус будет у области, — считает Гайдаров, — особый
статус в отношениях с федеральным центром». Однако среди депутатов есть и
скептические мнения. Однако открыто высказывать их решаются немногие. В
частности, вечный оппозиционер Антон Романов считает, что в результате
объединения, когда округ лишится федеральных трансфертов, ухудшится жизнь
бурятского населения округа. Это, по его мнению, приведет к оттоку недовольных в
соседнюю Бурятию и возможным межнациональным конфликтам. Кроме того, он уверен,
что бурятское население будет выдавливаться с рынков труда в новом регионе, что
также не принесет социальной стабильности в регион. Антон Романов считает, что
судьба Александра Тишанина будет связана с результатом референдума. Он
допускает, что в случае его провала главе области придется взять на себя всю
ответственность и со стороны федерального центра к нему будут применены «санкции
по политической линии». Впрочем, и остальные участники объединительного процесса
(Законодательное собрание, облизбирком, мэры и т.д.), по мнению Романова,
разделят ответственность с главой региона в случае провала референдума.

Положительный эффект «синдрома ЮКОСа»

Мнения депутатов о политической и экономической ситуации в следующем году также
разнятся. Павел Зорин указывает, что если 2005 год начался с бюджетного кризиса,
когда дефицит составлял около 10,7%, а общая сумма нехватки средств в областной
казне колебалась от пяти до семи миллиардов рублей, то к концу года ситуация
выправилась. Последние изменения в главный финансовый документ области сократили
дефицит с 8,4% до 5,9%. Причем основная доля прибавки — дополнительные
поступления по налогу на прибыль. И.о. начальника главного финуправления области
Ирина Бондарева ранее отмечала, что бонус связан с эффектом синдрома ЮКОСа —
предприятия региона стали платить больше налогов. Зорин дает на следующий год
благоприятный прогноз поступлений в областной и консолидированный бюджеты.

Скрытые угрозы

В то же время эксперты указывают на многочисленные скрытые угрозы в экономике
области, которые уже в следующем году могут проявиться. Это, во-первых,
отсутствие у областной администрации каких-либо стратегических приоритетов —
недавно губернатор Тишанин не смог внятно ответить на вопрос, какие на
территории области намечаются точки роста. За него ответил первый заместитель
Юрий Параничев, который обозначил в качестве точек роста Ковыктинский проект и
лесопереработку.

Однако, как указывает Максим Сурнин, Ковыкта — единственный серьезно
проработанный проект обладминистрации и других таких же нет. Антон Романов
считает, что речь будет идти о тысячах рабочих мест, но на экономике области
серьезно реализация проекта не скажется. А мэры районов области, на территории
которых реализуются газовые проекты, указывают, что на работах задействованы
московские фирмы, которые привозят специалистов из других регионов, — на
налоговых поступлениях реализация газового проекта пока никак не отражается.
Проектов же в области лесопереработки пока и вовсе нет.

В то же время Романов говорит о скрытых конфликтных зонах, которые могут
«взорваться» уже в следующем году. Это, в частности, ожидаемый кризис системы
ЖКХ. По данным Госстроя России, в модернизацию ЖКХ страны необходимо вложить
около пяти триллионов рублей. Понятно, что в ближайшие годы этого не произойдет,
а износ фондов приводит к все более частым авариям.

Реформа местного самоуправления также порождает латентный конфликт. У созданного
в этом году поселенческого уровня самоуправления слишком мало возможных
источников для пополнения собственных бюджетов. Это в основном земельный налог.
Но кадастровая оценка земельных участков в большинстве муниципалитетов в
следующем году только начнется. Логично, что большая часть поселений сядет на
дотационную иглу, что с одной стороны породит противоречия с муниципальным и
региональным уровнями власти, а с другой стороны — с населением, которому вряд
ли понравится, что у их мэра вечно не будет денег.

Газовый конфликт

На все это может наложиться конфликт между региональными элитами и губернатором.
«Конкурент» уже писал, что главным итогом ста дней главы области стало полное
отсутствие взаимопонимания с региональной элитой. Как рассказал один из
депутатов Заксобрания, попросивший не называть его имени, во время борьбы за
пакет ВЧНГ, спикер Виктор Круглов консолидировал вокруг себя практически весь
депутатский корпус: «за исключением нескольких, почти все (депутаты —
«Конкурент») по принципиальным вопросам поддерживают председателя». В вопросе о
пакете ВЧНГ губернатору пришлось уступить.

По информации «Конкурента», на его решение повлияли несколько факторов. Среди
них переговоры с Виктором Вексельбергом, который смог представить аргументы,
сдвинувшие Александра Тишанина с прежних позиций. Возможно, среди этих
аргументов было некое федеральное мнение. Кроме того, комитет Максима Сурнина на
своем заседании перед сессией 21 декабря практически единогласно высказался за
преодоление вето губернатора по поводу пакета.

По наблюдениям одного из очевидцев, депутаты проявили редкое единодушие, больше
похожее на «тщательно срежиссированный спектакль». В результате губернатор
отступил, что вызвало у его оппонентов даже некоторую досаду. Как выразился один
из них, «мы готовились к серьезной борьбе и как-то даже странно, что они так
быстро сдались. Уж если собирались бороться, так и шли бы до конца». Однако,
хотя конфликт по поводу акций ВЧНГ исчерпан, причины для будущих столкновений
остались. Как указывает Антон Романов, «когда Газпром хочет тянуть трубу на
запад, а ТНК-ВР — на восток, им будет трудно договориться друг с другом».

Читайте также
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector