издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Очень простая история»

История, которую поведали студенты выпускного курса Иркутского театрального училища, проста. Дипломный спектакль, поставленный на камерной сцене академического драматического театра имени Охлопкова, так и называется - «Очень простая история», в ней животные обитают рядом с человеком, а любовь и добро проявляются в светлых тонах, напоминающих евангельский сюжет.

Это не первая постановка, которую играют студенты на профессиональной сцене. Курс экспериментальный, он был специально набран четыре года назад для пополнения труппы академического театра, поэтому процесс обучения проходил тоже экспериментально. Ребята ездили на стажировки в театральные академии Москвы и Санкт-Петербурга, репетиции «Очень простой истории» по пьесе Марии Ладо начинались тоже в северной столице.

Надо заметить, постановщикам и студентам пьеса Марии Ладо нравится. Они нашли в ней позитивное начало жизни, основанной на добре, простых поступках человека, ибо самые сложные ситуации, в которые он попадает, решаются, как правило, простейшим способом. В спектакле речь идёт о ещё не родившемся человеке, о выборе — даровать ему жизнь или кардинально решить проблему медицинским способом, об эгоистическом и альтруистическом началах человеческих поступков, но, чтобы совершить этот поступок, необходим иногда знак свыше.

Спектакль, конечно, о людях, но постановщики выдвигают на передний план других его героев — животных. Именно на скотном дворе большого хозяйства решается судьба будущего человека. Девочка, которую назовут Мария, как и положено, появится на свет в родильном доме, но именно в яслях и загонах для Лошади, Свиньи, Пса и Петуха родится идея об ангеле, который сохранит её жизнь.

Драматург Мария Ладо сюжет «Очень простой истории» строит, исходя из своеобразного понимания загробной жизни на небесах. По её версии все животные, попав туда, становятся ангелами, которые охраняют жизнь человека со дня рождения. Свинья, зарезанная хозяином, действительно, становится в пьесе ангелом, а Лошадь, чтобы стать ангелом-хранителем, готова пожертвовать своей жизнью во имя спасения жизни человека. Предположение автора пьесы красиво, и в него хочется верить.

Но, кроме животных, которые добры, наивны и, по сути своей, безгрешны, положительным героем становится Сосед — подворовывающий и сильно пьющий человек. Почему драматургу понадобился персонаж именно с такой характеристикой в качестве положительного героя, понять трудно, приходится эту версию принимать на веру, а пьесу трактовать как новое «Евангелие» от Ладо. Было бы проще, если бы автор определила жанр пьесы не притчей, а обыкновенной мело-драмой, допускающей разные жизненные перипетии и обязательный счастливый конец. Жанровая перестановка снизила бы уровень претенциозности автора, следовательно, и претензии к ней.

В спектакле животные и пьющий сосед понимают: кто-то из них должен уйти из жизни, чтобы переселиться в новую жизнь. Образы Петуха, Свиньи, Лошади и Пса в исполнении студентов наивны и трогательны, в то же время мудры. У каждого персонажа выразительный грим, закрывающий половину лица характерной картинкой, другая часть остаётся «человеческой». Постановщик ставит перед исполнителями двойную задачу — перевоплотиться в образ сценического героя и показать процесс, который ведёт к этому перевоплощению.

Студентам, наверное, не сложно играть животных — подражанию их повадкам они учились на уроках актёрского мастерства, да и характеры животных не требуют сложных психологических переливов. Свинья Анастасии Муратовой — наивна и мечтательна, Петух Василия Конева — глуп и напыщен, Пес Егора Ковалёва — преданный дружок, Лошадь Эллы Филипповой — терпеливая трудяга. В движениях, манере занимать узнаваемую для того или иного животного позу исполнители точны и выразительны.

Другое дело — Сосед, который так же незатейлив, как и животные, но способен на поступки, требующие сложного проживания судьбы этого героя. Алексей Орлов в роли Соседа должен передать со сцены переживания смерти жены, душевную тоску, невозможность убить ближнего, даже если это Лошадь, и самоубийство во имя спасения жизни не родившейся внучки. Исполнитель поставлен в обстоятельства, в которых необходимо оправдать мелкие грехи героя и большой грех — самоубийство. Конечно, у юноши роль и не могла получиться в полной мере, такой сложный характер не каждому взрослому актёру может удасться, но Орлов обаятелен, умеет держать паузу, убедителен в роли героя, допившегося до состояния, когда и с животными можно поговорить, и своим воспалённым умом представить смерть как переход в состояние ангела.

Исключая три взрослых роли, пьеса по возрастному составу, мироощущению молодых людей идеально расходится среди студентов курса. Влюблённых героев ребятам тоже играть несложно, наверняка они успели испытать это чувство и воспроизводить его на сцене могут с той убедительностью, с какой проживают это состояние в жизни. Валентина Шестакова (Даша) и Вячеслав Дробенков (Алексей) сумели сыграть любовь возвышенно, смогли передать и предчувствие рождения своего будущего ребёнка, и кровную привязанность к нему.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Пресс-релизы
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector