издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Наши права - его обязанности…

Кто станет уполномоченным по правам человека в Иркутской области?

На следующей сессии депутаты Законодательного собрания должны принять решение по кандидатуре уполномоченного по правам человека в Иркутской области. Обоим кандидатам — Геннадию Хороших, председателю комиссии по правам человека, и Валерию Лукину, заместителю председателя областного объединения профсоюзов, газета «Восточно-Сибирская правда» предложила ответить на вопросы:

1. Как Вы оцениваете ситуацию с соблюдением прав и свобод человека в России в целом и Иркутской области в частности?

2. Какие законодательные акты, на Ваш взгляд, следует принять, чтобы комплекс нормативных актов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина был более совершенным?

3. Какие мероприятия Вы запланируете в своём графике в первую очередь в том случае, если станете уполномоченным по правам человека в Иркутской области?

Геннадий ХОРОШИХ:

1. Ситуация с правами человека в России в целом и в Иркутской области в частности остаётся сложной и напряжённой.

Не надо никакой статистики, чтобы утверждать:

а) в последние годы многие люди стали лучше одеваться и питаться, в стране появилось огромное количество машин, всё большее количество граждан проводят свои отпуска за границей и т.д.;

б) социально-экономическое положение большой категории граждан остаётся тяжёлым. Люди живут от зарплаты до зарплаты, экономя каждую копейку, мечта о собственной квартире остаётся несбыточной и т.д.

Права и свободы человека всё ещё нарушаются повсеместно, прежде всего в социально-экономической сфере. У многих уровень реальных доходов и реальной оплаты труда низок, заметно резкое имущественное расслоение. Стратегической целью социального государства, которым провозгласила себя Россия, есть обеспечение права каждого человека на такой жизненный уровень (включая пищу, жильё, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья его самого и семьи, на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности и иного случая утраты средств к существованию. Для защиты социальных и экономических прав недостаточно юридических механизмов и процедур предотвращения нарушений этих прав. Необходима разносторонняя созидательная деятельность государства, направленная на повышение материального уровня населения и осуществление социальной политики на основе развитой экономики. Это процесс длительный и постепенный. Но необходимо готовиться к ратифицированию международных документов, в которых содержатся стандарты защиты социально-экономических прав, закрепляя эти стандарты в национальном законодательстве, прежде всего — определение прожиточного минимума.

2. Не дураки и плохие дороги — беда России, а ползучая коррупция, разлагающая государство и общество. Поэтому без принятия закона «О коррупции» радужные надежды на успешное построение правового общества малоперспективны. Эффективная работа всех механизмов по восстановлению нарушенных прав возможна только при активном участии общественности, значит, нам нужно поторопиться с принятием закона «Об общественном контроле…». А если мы действительно обеспокоены проблемами детства, то нужно, во-первых, не оттягивать создание системы ювенальной юстиции, а во-вторых, принять закон «О гражданском образовании». Незнание законов и неуважение к ним, пренебрежительное отношение к правам и интересам граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, порождает гражданскую апатию. Я уверен, что нам нужно создать систему не просто правового просвещения и образования, а систему просвещения именно в области прав и свобод человека и гражданина, вести целенаправленную работу по воспитанию гражданской позиции у подрастающего поколения, большую просветительскую работу в сфере прав и свобод человека среди чиновников всех уровней.

Серьёзным нарушением прав и свобод граждан является принятие таких ведомственных инструкций, которые призваны регламентировать порядок реализации законов, но на практике создают дополнительные препятствия для осуществления гражданами своих прав. К тому же они малодоступны для ознакомления, а в ряде случаев имеют закрытый характер. Поэтому необходимо сделать анализ действующего законодательства и нормативно-правовых актов с точки зрения соответствия их Конституции РФ и международным стандартам в области прав и свобод человека и гражданина. А затем подготовить проект закона, регулирующего сферу ведомственного нормотворчества. Ряд наших законов нуждается в соответствующих поправках, в том числе и ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ». Кроме того, нужно продолжать работу по приведению законодательства России в соответствие с международными стандартами.

3. Деятельность комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области я давно перевёл в режим работы УПЧ, так что изобретать велосипед не придётся. Сначала нужно будет создать мобильный аппарат УПЧ. Из числа сотрудников аппарата своим распоряжением я назначу уполномоченного по правам ребёнка, который будет осуществлять всю разноплановую работу по защите наших детей. В сфере внимания УПЧ будут все незащищённые слои нашего общества, прежде всего дети и инвалиды. Крайне низкий уровень правосознания и правовой культуры всех слоёв общества заставит УПЧ искать новые формы просветительской работы. Самое важное — использовать в работе УПЧ огромный опыт комиссии по правам человека, вести работу в тесном контакте с исполнительной, законодательной и судебной властью, а также с общественностью. Возрождение России в ХХI веке возможно только в том случае, если её величие будет прирастать не только нефтью и газом, не только военной мощью (это всё мы уже проходили!), но, самое главное, обеспечением прав и свобод человека и гражданина. Будущее принадлежит тем странам, в которых главной заботой власти является человек, его права и свободы. Каждый в нашей стране должен быть уверен, что его права и свободы действительно находятся под защитой государства и общества.

Валерий ЛУКИН:

1. В области прав человека в нашем регионе и стране в целом сохраняется множество проблем, требующих их немедленного решения.

Подтверждением этого являются многочисленные обращения граждан с жалобами на действия должностных лиц исполнительной власти в суды, органы государственной власти, лично губернатору нашей области, а также в правозащитные организации. И поток этих жалоб, к сожалению, не сокращается, а увеличивается. Поэтому, конечно, ситуация в этом вопросе неудовлетворительная.

Мы непозволительно медленно идём к построению правового государства, основанного на верховенстве закона и обеспечивающего гражданам полное соблюдение их прав и свобод. По-прежнему наблюдаем факты игнорирования исполнительными органами власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами законов и других нормативных правовых актов, принятых на основе и во исполнение основных положений Конституции РФ и Устава Иркутской области, — это основная причина нарушений прав и свобод человека.

Социально-экономическая ситуация в стране и в нашей области ещё характеризуется тем, что значительная часть граждан живёт в условиях, близких к нищете. Существует огромный разрыв в уровне доходов между богатыми и бедными. Бедный человек не может быть свободным.

Высокий уровень беспризорности и безнадзорности детей, преступности, широкое распространение коррупции влекут за собой массовые нарушения прав и свобод человека.

Меры, принимаемые в настоящее время по исправлению такого положения в нашем регионе, и некоторые, пусть небольшие, положительные тенденции в этих вопросах позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.

2. Дело в том, что в вопросах соблюдения прав и свобод человека и гражданина, на мой взгляд, остаётся неиспользованный потенциал, уже заложенный в соответствующих федеральных и региональных законах. Ведь беда в том, что уже действующие законы не исполняются.

Полагаю, что необходимо выстроить действенную систему контроля за уже принятыми законами, пофамильно называть тех должностных лиц, которые считают, что права и свободы человека — это абстрактные понятия, и в своей деятельности руководствуются принципом «закон не для меня, а для подчинённых».

К примеру, недавняя история с трубой ВСТО, когда не без участия чиновников Ростехнадзора соответствующая комиссия вопреки закону дала положительное заключение на вариант прохождения трубы по берегу Байкала. Но в результате усилий рядовых граждан, региональной власти и общественных организаций удалось защитить Байкал — отстоять экологические права людей и интересы нашего региона.

Вместе с тем права и свободы граждан зачастую нарушаются ещё и потому, что граждане не знают своих прав. Поэтому считаю, что уполномоченный должен разработать и выйти с законодательной инициативой о принятии закона о правовом образовании и просвещении в Иркутской области.

Кроме того, наш региональный закон «Об уполномоченном по правам человека» предусматривает принятие закона об административной ответственности должностных лиц, которые препятствуют деятельности уполномоченного или не реагируют на его предложения по устранению нарушений. Конечно, автором этого законопроекта должен стать уполномоченный.

Изучая практику применения регионального закона «О квотировании рабочих мест для инвалидов», сделал вывод, что необходима поддержка инициатив депутатов Государственной Думы, которые возвращают обязательную плату за нетрудоустроенных инвалидов в федеральный закон. Необходимо инициировать принятие нормативных правовых актов по созданию безбарьерной среды и полноценной жизни для граждан с ограниченными физическими возможностями.

Вообще, при принятии любых законов необходимо видеть их социальные последствия. В случае, если они нарушают права граждан или снижают уже достигнутый уровень социальной защиты, они не должны приниматься. Экспертиза законопроектов — это одна из задач и работа уполномоченного.

3. Предстоит большая работа по становлению этого нового правозащитного института. Конечно, в первую очередь должны быть решены все организационные вопросы, обеспечивающие нормальную работу регионального уполномоченного.

Параллельно будет идти формирование аппарата уполномоченного, для работы которого должны привлекаться высококвалифицированные специалисты, которые обладают не только юридическими знаниями, но и, что, на мой взгляд, очень важно, чувством ответственности и сострадания, готовы помочь человеку, чьи законные права нарушены.

Кроме того, в моей почте уже есть обращение работников одного из следственных изоляторов по вопросу неудовлетворительных условий труда. Надо будет встретиться с руководителем этого учреждения и обсудить данную проблему.

Безусловно, в числе первоочередных будут встречи с руководителями суда, прокуратуры, силовых ведомств, мест принудительного содержания граждан, с представителями действующих правозащитных организаций. Думаю, что с ними необходим обмен мнениями по вопросам объединения усилий, направленных, в первую очередь, на предупреждение нарушений прав и свобод человека и восстановление их, если они были нарушены.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры