издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вечный свет поэзии

  • Автор: Валентина СЕМЁНОВА

Этот вечер был задуман как вечер одного стихотворения – «Завещание» Михаила Лермонтова.

Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остаётся жить…

Не надо объяснять, почему именно эта тема волновала иркутского поэта, известного популяризатора русской поэзии Геннадия Гайду в последний год его жизни. Творчество любимых авторов он всегда пропускал через своё сердце, потому-то многим запомнились его лекции-эссе, а точнее, лекции-откровения, посвящённые большим мастерам слова. Он мог часами говорить о любимейшем Ю. Кузнецове, М. Исаковском, А. Прасолове и многих других. Не оставлял своим вниманием и писателей-сибиряков, и кажется, совсем недавно звучали его живые монологи на юбилейных вечерах К. Седых и Г. Машкина…

По лермонтовскому «Завещанию» уже состоялись встречи в нескольких аудиториях. На осень готовился более основательный литературно-музыкальный вечер в библиотеке профкома Ново-Иркутской ТЭЦ (идею горячо поддержала заведующая библиотекой Тамара Панова), но вдохновителю было не суждено на этот раз поделиться со слушателями своим прочтением строк великого поэта – болезнь брала верх. Он нашёл в себе силы только для того, чтобы позвонить Тамаре Петровне и попросить об одном: провести вечер без него. Она пообещала и обещание выполнила.

Лермонтовский вечер состоялся, хотя его содержание вынужденно изменилось. Он назывался «Путь отцов в веках благослови…» и был уже посвящён памяти Геннадия Гайды. Библиотека подготовила фотовыставку, на которой запечатлены выступления Гайды в её стенах – а их было немало за многие годы. Рассказать о друге пришли поэт, главный редактор журнала «Сибирь» В. Козлов, а также историк (не чуждый поэзии) И. Козлов.

– Геннадий Гайда уделял больше внимания поэтам прошлых веков и современности, чем собственному творчеству. Высокая требовательность подчас не давала ему возможности увидеть лучшее в написанном им самим, тем не менее он занял достойное место в русской сибирской поэзии, – сказал В. Козлов.

Насыщенной была музыкальная часть вечера. Программу вела иркут-ский музыковед Софья Драбкина. Среди концертных номеров вальс из музыки Хачатуряна к драме «Маскарад» в исполнении заслуженного артиста России Ю. Кузьмина (скрипка) и заслуженного артиста России Б. Изаксона (фортепиано), ариозо из оперы Рубинштейна «Демон» «Не плачь, дитя», «На воздушном океане», партия Демона «Я тот, которому внимала» (солист М. Аюуш), романс Тамары (отсюда же) и романсы Глинки «Слышу ли голос твой» и Шишкина «Нет, не тебя…» (солистка М. Прыгунова); «Горные вершины» Варламова – в исполнении дуэта (М. Прыгунова и А. Красильников; фортепиано – Н. Шляхова).

Стихи поэта-классика ХIХ века и музыка, навеянная ими, прозвучали на этот раз с особой трогательностью. Образы «горных вершин» и «неуловимых облаков», «таинственный разговор» с «подругой юных дней», навсегда ушедшей, пронизанные тонкой лермонтовской грустью, стали завершающим и светлым аккордом прошедших вечеров памяти иркутского литератора, чьё сердце горело искренней любовью к поэтическому слову.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер