издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Добрые и злые…»

Считается, что зрители идут в театр либо на любимых артистов, либо на заманчивое название пьесы. В Черемхове свой обычай – идут «на Гуркина», любимого земляка-режиссёра. За последние несколько лет он стал «в доску свой человек» в родном городе. И не скрывает, что посвятит городу Черемхову ближайшие годы жизни.

Первая премьера наступившего года – «Добрые и злые…» – работа Владимира Павловича Гуркина как автора инсценировки и режиссёра-постановщика спектакля по рассказам Василия Шукшина. Выбор не случаен – в этом году исполнится 80 лет со дня рождения Василия Макаровича. шесть эпизодов из жизни не связанных друг с другом героев, шукшинских «чудиков», объединены условной обстановкой «народного театра», где во время репетиции вдруг отключают электроэнергию. В темноте актёры проговаривают что-то о неполадках на подстанции и решают продолжать репетицию, пересказывая кратко содержание очередного рассказа.

Владимир Гуркин назвал небесным руководителем и соавтором спектакля своего учителя и друга, покойного ныне режиссёра Николая Александровича Мокина. Мокин, как никто другой, понимал и чувствовал человеческую суть Василия Шукшина. «Многое из того, что он открыл в театральном деле и чему научил меня, воспроизведено в нашем спектакле», – сказал Владимир Гуркин. Что именно,  это, конечно же, секреты профессии и опыта. Главное – этот спектакль хочется смотреть не один раз, хочется настроиться на его волну и ощутить вырастающие крылья духа, подъём над скучным бытом к высотам человеческих качеств, которые не подлежат пересмотру: честности, трудолюбия, совестливости, доброты.

Что же увидели, услышали, поняли зрители-черемховцы на премьерном показе спектакля? Удалось ли режиссёру-постановщику передать на сцене в исполнении черемховских актёров художественную и человеческую суть Василия Шукшина, его страстный призыв «Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания. Не отдавай всего за понюх табаку! Мы умели жить. Помни это. Будь человеком». Отвечаю утвердительно: да, удалось, при всей малости средств. Ведь всех актёров в театре осталось девять человек, и каждый занят в спектакле, и каждый с полной отдачей исполнил свои роли, по три-четыре разных характера. Леонид Ринчинов, Валерия Тальянская, Вадим Оводнев, Светлана Хороших, Алёна Беляевская, Алексей Рычков, Людмила Мошкина и остальные сыграли замечательно.

Владимир Павлович нашёл прекрасные музыкальные иллюстрации к каждому эпизоду, начиная с бесшабашной песенки «Как живёте-можете?» и кончая великолепным романсом Георгия Свиридова. А частушечный перепляс-перепалка, втягивающий всех актёров в круговорот на сцене, создаёт у зрителя впечатление массовости. В других эпизодах появляются ирония, гротеск, потом тонкая лирика, мелодия нежной любви сельской семейной пары (песня о любви из кинофильма «Верные друзья»). Вот деревенский философ «ставит на место» учёного гостя и его жену. А потом проигрывается перед зрителем трагикомедия семьи, когда брат за сестру готов на всё. И в завершение рассказ «Верую» – искромётный язык и высота духа, мысли о сути бытия: все бегут вместе, в одном направлении, и добрые и злые, – туда, где ждёт небесный судья, творец, Христос как идея добра, побеждающего зло.

«Добрые и злые…» – не комедия нравов и положений, не калейдоскоп анекдотов. Это сцены народной жизни сибирских мужиков и их семей, сочетающей простой быт и высокие переживания. Это достойно таланта Шукшина. Зритель становится соучастником событий и, проникаясь чувствами героев, вселенской русской тоской, «чует русский дух» и всем сердцем принимает притчу о сохранении в чистоте русского языка, веры в жизнь и в Человека. В спектакле немало режиссёрских находок, «уловок» и поворотов. Чего стоит только многоголосое пение а капелла – вот уж пришлось артистам попотеть на репетициях, подчиняясь требованиям профессионального хормейстера Маргариты Поповой! Практически игра без декораций, один ромашковый полог на прищепках – то как поляна, то как штора или ширма. И классическое деревенское бревно через всю сцену. Но ступени и возвышения, реквизиты магазина появляются в нужный момент, работают сине-лазоревые, как летние небеса, кулисы и задник сцены с невидимым карманом, из которого вдруг появляются рука или голова действующего лица.

Работает всё по замыслу постановщика: звуки деревенского быта, летнего двора с умывальником и простотой нравов, с невидимыми рытвинами, через которые поочерёдно перепрыгивают Глеб Капустин и его друзья-зрители в походе на сеанс «срезания» кандидата наук Константина Ивановича. А как слушает поучение попа дед Илья в исполнении артиста Александра Попова! Весь – внимание и восхищение, весь – любовь и радость, что вылечится гость жиром и мясом барсуков, которых ему наловит Илья. В роли попа артист Валерий Корчанов производит сильное впечатление, режиссёр показал его в «исподнем», в белой простой рубахе, на отдыхе, с гранёным стаканом в руке. Но какой внушительный голос, какой темперамент у этого человека!

Вот она, притча о тоскующей душе. Сильный финал всего действия. И как справедливо высказал на встрече с актёрами городской администрации гость из Иркутска, актёр и театральный педагог Александр Булдаков, спектакль получился «классный», высокого профессионального уровня, достойный участия в фестивалях и гастролях по области, по России, в столице.

Читайте также
Свежий номер
События
Фоторепортажи
Мнение
Пресс-релизы
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector