издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Аккорды женской музыки

  • Автор: Лидия КОРЕЦКАЯ, для «Восточно-Сибирской правды»

Этот вечер в Доме-музее Волконских традиционно отличался особой атмосферой – уюта, доверительной камерности, гостеприимства. На сей раз хозяйкой гостиной стала педагог из Сорбонны, музыковед и пианистка, обладательница премии Золотой Орфей Француаза Тийар. Она приехала в Иркутск из Парижа по приглашению альянса Франсез – Иркутск с лекцией-концертом «Женщины-композиторы». Свой увлекательный рассказ Француаза сопровождала виртуозной игрой на рояле.

Перед началом музыкальной конференции, как обозначила своё выступление французская гостья, присутствующие, а это в основном студенты, преподаватели романских языков иркутских вузов, с интересом прослушали информацию представителей альянса – о сотрудничестве российской и французской сторон, о перспективах дружеских отношений. Будущий, 2010-й год, к слову, обещает быть особенно плодотворным, ибо он станет годом Франции в России и, соответственно,  годом России во Франции. А это значит, что представители иркутской общественности, члены альянса, станут желанными гостями своих парижских коллег.

– Мне часто задают вопрос, – начала своё выступление Француаза Тийар, – почему так мало женщин-композиторов, почему они не оставляют своих имён в истории создания музыки. Поиски ответа на этот вопрос и привели меня к многолетним исследованиям и анализу  сложившейся ситуации. И выяснила, что если копнуть поглубже, то их – женщин, обращавшихся к сочинительству музыки – на самом деле было немало. Но в силу различных обстоятельств – чаще всего семейных – их произведения не были услышаны широкой публикой и поэтому забыты.

Француаза Тийар, которая, к слову, недавно получила степень доктора за книгу о композиторе Фанни Хенсель-Мендельсон, в 2002 году приняла участие в воссоздании замечательной оперы «Эсмеральда», написанной Луизой Бертен и поставленной  в Париже в 1836 году. Репетицией руководил не кто иной, как Гектор Берлиоз. Конечно же, участие в постановке такого авторитета привлекло внимание публики. Тем не менее оперу ждал провал, когда стало известно, что автором является женщина. Дело в том, что в обществе того времени сочинительство музыки всегда считалось прерогативой мужчин, а уделом женщины – быт, семья, дети. Луиза Бертен покорно приняла неудачу своего музыкального детища и только спустя 40 лет опубликовала несколько своих музыкальных произведений.

Предметом своей «музыкальной конференции» Француаза Тийар избрала творчество трёх женщин, которые с разной степенью таланта и успешности создавали музыкальные произведения – это Фанни Хенсель, урождённая Мендельсон, Клара Шуман и Полина Виардо.

– Я сознательно ограничила этот список, который при желании можно продолжать, – заметила пианистка. – Эти же женщины-композиторы привлекли моё внимание потому, что были знакомы друг с другом, хотя их жизнь сложилась по-разному. Фанни, к примеру, была в более привилегированном  положении – богатый, заботливый муж предоставил ей полную свободу действий. Клара прославилась как незаурядная пианистка, педагог, а Полина избрала певческую карьеру, кстати, неоднократно приезжала с концертами в Россию.

Добавим к этому, что Ф. Тийар выпустила множество дисков, посвящённых произведениям женщин-композиторов, в частности Фанни Хенсель-Мендельсон, других авторов, имена и творчество которых она открывала слушателям: Альма Малер, Жозеф Косма, Мари Жаель, Полина Виардо.

Рассказ о героинях своего исследования гостья блестяще иллюстрировала исполнением отрывков из их музыкальных сочинений. Словом, успех был полный – и слова благодарности Француазы к хозяевам – сотрудникам Дома-музея Волконских – прозвучали с особой теплотой и сердечностью.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры