издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ориентиры для конкуренции

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Программа развития конкуренции в Иркутской области, скорректированная и доработанная, готова к подписанию, рассказал корреспонденту «Сибирского энергетика» заместитель министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Дмитрий Ялов. Некоторые механизмы программы уже запущены, а к концу года предполагается достичь вполне измеримых показателей развития конкуренции в регионе.

Средняя цена бензина в Иркутской области к началу 2011 года должна отклоняться от среднего уровня по Сибирскому федеральному округу не более чем на 8%. Это один из практических результатов, по которым будет измеряться работа в рамках региональной программы по развитию конкуренции, сообщил Дмитрий Ялов, один из непосредственных авторов документа. Напомним: рынки нефтепродуктов, жилищного строительства и услуг ЖКХ выбраны в программе в качестве приоритетных.

Как сообщалось ранее, разработка программы развития конкуренции в Иркутской области на 2010–2012 годы началась в ноябре 2009 года, первое публичное обсуждение проекта прошло в начале февраля. По словам Дмитрия Ялова, уточнения и пожелания, высказанные представителями регионального бизнеса и учёными, были учтены в итоговом тексте программы. Ряд своих замечаний к проекту сформулировало и Минэкономразвития РФ. Федеральное ведомство потребовало установить точные сроки и периодичность исполнения мероприятий, ответственных за исполнение органов государственной власти, ожидаемые результаты и конечные эффекты реализации мер, а также предусмотреть систему внутреннего контроля за реализацией программы. Все эти замечания были учтены, заявил чиновник.

Говоря о показателях, которые планируется достичь на первом этапе, он добавил, что государственные и муниципальные предприятия к концу года должны приобретать через биржевые площадки не менее 15% от всего объёма закупаемых нефтепродуктов. Собеседник «Сибирского энергетика» считает эти показатели вполне реалистичными, некоторые меры по развитию конкуренции уже действуют. Так, в результате переговоров между областным правительством и НК «Роснефть», по словам Ялова, стабилизированы цены на бензин и дизтопливо. Официальные данные Росстата подтверждают, что на 26 апреля средняя цена бензина в Иркутске превышает окружной показатель примерно на 6%. 

Ещё один индикатор развития конкуренции на рынке нефтепродуктов – отклонение розничной торговой надбавки по бензину и дизельному топливу не более чем на 2% от средней по СФО. Этот показатель по бензину уже достигнут, отмечает замминистра, если принять во внимание скидки на автозаправочных станциях региона. «В Иркутской области действуют беспрецедентные скидки на бензин – в среднем около 5% на каждый литр, – говорит Дмитрий Ялов. – В других регионах скидки по клиентским картам – не более 2%». 

Развитие конкуренции в сфере ЖКХ по итогам года будут оценивать, в частности, по количеству проведённых публичных конкурсов на аренду и концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства и доле такой госсобственности, переданной в аренду или концессию. Поскольку подготовка договоров концессии и проведение конкурсов – длительный процесс, основные конкурсы пройдут всё же в 2011 году, отметил автор программы. Но процесс уже запущен. Так, сейчас минимущества региона ведёт работу по передаче в концессию котельных Усольского района. Вообще, к передаче объектов коммунальной инфраструктуры в концессию частным компаниям региональные власти стараются относиться взвешенно и осторожно. По мнению Дмитрия Ялова, главное здесь – чтобы потребитель в итоге получил повышение качества и доступности этих услуг. Хотя привлекать частный бизнес в сферу ЖКХ, безусловно, надо. В этом году, согласно программе, должен быть разработан план инвентаризации объектов коммунального хозяйства.

Оценивая ход работы над программой, Дмитрий Ялов отметил, что серьёзной задачей для авторов стало формирование комплекса мер по устранению препятствий для развития конкуренции. Дело в том, что некоторые вопросы находятся в ведении федеральных или муниципальных властей, поэтому на уровне областного правительства возможна только подготовка рекомендаций либо контроль. 

Одна из проблем, с которой столкнулись разработчики программы, – необходимость пересмотра правовых актов федерального уровня, поскольку с ними связаны чрезмерные административные ограничения в разных отраслях. Например, выдача разрешений на строительство в стране в целом излишне бюрократизирована и существенно тормозит развитие жилищного строительства. Также пред-ставляется целесообразным совершенствование механизмов защиты конкуренции в рамках антимонопольного законодательства. Такие вопросы  относятся к федеральному уровню и не могут быть решены в рамках региональной программы, заключил Дмитрий Ялов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры