издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Этот правый левый бабр

После нескольких месяцев молчания мэр Иркутска Виктор Кондрашов таки «поправил карму», порадовав иркутян. Встретился с «умом, честью и совестью» Иркутска – блогосферой. Объявил о возвращении в город фестиваля пантомимы «Мимолёт». И заявил, что повернёт в нужную сторону бабра на гербе Иркутска. Влево, то есть вправо. То есть влево. То есть... Короче, все запутались.

Тему задал губернатор Дмитрий Мезенцев, который на БЭФе сказал, что не дело, когда два бабра – областной и городской – на гербах «бодаются». Один бежит в правую сторону, второй – в левую. «Отвечая на посыл про то, что бабры бодаются друг с другом, я могу сообщить: мы уже приняли решение о том, чтобы к юбилею Иркутска поменять направление бабра. Для этого открыли, посмотрели устав, где указано, что на гербе города серебристый фон и бабр идёт налево», – цитируют мэра СМИ. Я тоже умею читать устав. И вот что там написано в седьмой статье, пункте два: «Герб города Иркутска представляет собой изображение в серебряном поле на зелёной земле бегущего бабра настороже, несущего в зубах червлёного (красного) соболя: оба зверя повёрнуты влево».

Отсюда, видимо, все и сделали вывод, что городского бабра надо обернуть влево. Так вот, по геральдике зверь на гербе должен бежать вправо, потому что так он «устрашает врага». Правильно бежит областной бабр – слева направо. А вот иркутский как раз несётся справа налево. В общем, как и записано в уставе города. Есть такая хорошая книжка Мартина Гарднера «Этот правый левый мир». Там рассказывается, что в зеркале мы видим всё с точностью до наоборот. Поэтому если вы сейчас положите перед собой два герба, то скажете, что я дура. С точки зрения зрителя это как раз областной бабр несётся на двух задних влево, а городской – направляется вправо. Зеркальный мир. Отсюда, видимо, и причина всех заблуждений. Конечно, сложно не ошибиться – перед тобой городской бабр, он явно бежит вправо, в уставе города написано – «влево», значит, куда его повернуть? Конечно, влево. На самом деле надо направо, как и положено по геральдике. Объяснение простое. Изначально любой герб – это изображение на рыцарском щите. Если рыцарь брал щит в левую руку, то бегущий вправо зверь нёсся на врага, а тот, что влево, тикал от него со всех ног. Что сейчас и творит городской бабр.

История на самом деле тянется ещё с 2007 года. Тогда Дума Иркутска уже поднимала вопрос, куда развернуть бабра – вправо или влево? Дело в том, что на самых ранних печатях Иркутска городской бабр всегда бежал налево. Как и сейчас. В своё время профессор ИГУ Александр Дулов напоминал, что сохранились рисунки иркутских печатей 1711 и 1743 годов. И именно с того времени тя-

нется геральдическая ошибка – зверь, позже обретший черты тигра, бежит влево, а не вправо. Но в 17–18 веках о науке геральдике в России мало кто знал, как нарисовали, так и нарисовали, а Екатерина II в 1790 году утвердила «левого – полосатого» в качестве официального герба губернии.

В конце 19 века российский департамент герольдии развернул губернского бабра вправо и превратил в нынешнее мифическое чёрное существо с ластами. Такой герб и был утверждён в 1878 году. В 1996 году мэр Иркутска отправил запрос в Государственную герольдию при президенте РФ с просьбой дать право городу использовать именно этого, «правого» бабра, от 1878 года. «Я и тогдашний заместитель мэра Кошкин ездили в 1996 году в Санкт-Петербург и доказывали, что нам нужно повернуть бабра, – рассказал профессор ИГУ Александр Дулов. – Но нам отказали, заверив, что такой нетрадиционный поворот должен быть сохранён». Геральдисты заметили, что после революции не было документов, отменяющих существование екатерининского герба от 1790 года. В итоге за основу современного герба Иркутска был взят бабр «чёрный с ластами», но бегущий по-старому влево. Наверное, поэтому у него «очумелые глаза», как заметил один из участников БЭФа, глядя на изображение городского зверя на Байкальской венчурной ярмарке.

«Я думаю, что затея всё-таки не имеет смысла, – считает Александр Дулов. – Геральдическая норма о правом направлении бега зверя сейчас размывается. На гербах некоторых государств, появившихся в 60–70 годах 20 века, звери уже направлены влево, и никого это не смущает. Геральдическая комиссия уже один раз сказала Иркутску своё слово. Да и просто – зачем это нам? Наш бабр, бегущий влево, – уникальная историческая «аномалия». Ещё одна интересная особенность иркутского герба, а мы сами от неё хотим отказаться».

Но вряд ли мэр Иркутска накануне 350-летия города откажется от такой популярной пиар-фишки, как поворот мифического зверька. И, возможно, как подарок к празднику геральдическая комиссия отменит своё решение 15-летней давности. Вот только сижу я тут сейчас и жую конфеты, а на коробке крохотный такой герб и 350 лет. И бабр бодро чешет налево, сверкая махонькими «очумелыми» глазками. Что же нам потом, все сувениры менять? И баннеры, и значки? Ах, что я говорю! И так прокатит. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры