издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Равнодушны к «звёздам»

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Время ожидания лифта в отеле уровня «четыре звезды» должно составлять не более 30 секунд, 3-звёздочная гостиница должна иметь холл площадью от 30 до 80 кв. метров, а минимум половина всех номеров в 2-звёздочной обязаны быть оснащены санузлом площадью не менее 2,5 метра. Эти и другие требования предъявляют к гостиницам новые правила классификации туристических объектов. Впрочем, владельцы иркутских отелей пока осторожно и без явного интереса реагируют на информацию о возможности прохождения международной классификации.

6 июня Агентство по туризму Иркутской области официально получило возможность заниматься аккредитацией организаций, которые будут осуществлять в регионе деятельность по классификации гостиниц, отелей, пляжей и горнолыжных трасс. Если в ближайшее время соответствующая заявка поступит в регион, то уже через 10 дней (такое время отведено на проведение процедуры аккредитации) в Приангарье появится своя организация, которая займётся классификацией объектов по европейским стандартам, которые будут едины для всей страны. Как пояснила заместитель  руководителя областного Агентства по туризму Агния Шангина, пока заявки на оказание такой услуги не поступали.

О том, что полномочия по классификации объектов туристической инфраструктуры будут переданы на региональный уровень, стало известно ещё в начале года. Соответствующее решение в январе 2011 года было принято Министерством спорта, туризма и молодёжной политики РФ. И хотя процедура с  самого начала не являлась обязательной, специалисты утверждают, что в любом случае это попытка навести определённый порядок в системе оказания туристических услуг в стране. Интересно, что это не первая попытка: пять лет назад в регионе уже работали эксперты по классификации гостиниц. Однако широкого распространения практика присвоения «звёзд» тогда так и не получила. Представители местного туристического рынка тогда в качестве причины называли прежде всего  высокую стоимость услуги, которая могла составлять от 15 до 120 тыс. рублей для одного объекта в зависимости от номерного фонда и количества «звёзд», на которые он претендует. В результате до сих пор в Иркутской области из 216 гостиниц ни одна не имеет официальных «звёзд».

По словам Агнии Шангиной, жёстких требований к тому, какой должна быть организация, которая на этот раз займётся классификацией туристических объектов, нет. «Это могут быть организации как из Иркутской области, так и из других регионов нашей страны. Мы, как орган аккредитации, обязаны принять от них документы. Единственное условие, что они должны иметь в своём составе двух экспертов по классификации, у которых есть опыт работы в данной области, а также соответствующее образование», — объяснила она.

Есть на примете у Агентства по туризму и местные специалисты, которые могли бы заняться классификацией. Так, среди возможных кандидатур называют иркутского эксперта Екатерину Процентову, которая в 2006 году уже становилась аккредитованным специалистом по классификации гостиниц в регионе. Впрочем, сама она пока не подтвердила, планирует ли снова заниматься этой деятельностью. И предложила дождаться более конкретных решений со стороны агентства. 

Что касается владельцев гостиничных сетей, то широкого интереса новость о том, что у них появится возможность получить «звёзды», в их среде не вызвала. Представители нескольких иркутских гостиниц заявили «Конкуренту», что не видят в этом острой необходимости. 

– По большому счёту, «звёзды» нужны для того, чтобы экономить время при выборе гостиницы, – объяснил ситуацию советник генерального директора по связям с общественностью компании «Гранд Байкал» Сергей Евчик. – Система классификации предполагает, что при наличии определённого количества «звезд» отель стопроцентно предоставит соответствующий перечень услуг. То есть не надо звонить и спрашивать, есть ли в той или иной гостинице бассейн, банкомат, компьютер и Интернет в каждом номере.

Собеседники «Конкурента» при этом уверены, что в России сложился свой подход к определению уровня гостиничного сервиса. По словам директора Сибирского института планирования и развития туризма Олега Данилина, сегодня в России 85% туристических объектов не имеют классификации в соответствии с европейскими стандартами. «Однако это не мешает им работать на этом рынке, заполнять номерной фонд и поддерживать базу  постоянных клиентов», — подчеркнул он. Согласен с этим мнением и Сергей Евчик, который также считает, что люди у нас по-прежнему ориентируются не на наличие «звёзд», а на стоимость проживания, отзывы знакомых и другие критерии.

Впрочем, информация о «звёздности», по его мнению, всё же может стать важной и для клиентов, и для отельеров. «Но для этого надо усиленно продвигать преимущества официальной классификации, то есть фактически для начала самой системе определения звёздности нужна грамотная рекламная и PR-кампания на федеральном уровне», — считает он.

Впрочем, в области в ближайшем будущем всё-таки появится гостиница, качеству услуг которой официально будет соответствовать определённое количество «звёзд». Так, в августе в Иркутске откроется отель сети Marriott. Именно он обещает стать первой «звёздной» гостиницей в городе. По предварительной информации, это будет отель уровня «четыре звезды». Впрочем, как объяснили  «Конкуренту» юристы компании, процесс ввода отеля и присвоения ему «звёзд» не будет происходить одновременно. «Для того чтобы получить статус 4-звёздочного отеля, понадобится собрать определённый пакет документов», — объяснили представители Marriott. По предварительной информации, завершить этот процесс они планируют до конца 2011 года. 

Впрочем, эксперты считают, что пример отеля Marriott не совсем показательный. «Это известный во всём мире бренд. Отказаться от использования звёздной классификации они просто не могут», — считают собеседники «Конкурента». Что касается остальных туристических объектов региона, то вала заявок от них в ближайшее время не будет, полагает Олег Данилин.

– Причём я не уверен, что тут сработает принцип, при котором, глядя на получивших «звёзды» соседей, начнут проходить классификацию и все остальные, – говорит он. – Именно потому, что они вполне успешно существуют и без этого. 

Кроме того, самым пикантным остаётся вопрос цены процедуры классификации. В агентстве утверждают, что на этот раз она не будет стоить сотни тысяч рублей, как это было пять лет назад. «Я думаю, что стоимость благодаря конкуренции между организациями будет в несколько раз меньше», — уверена Агния Шангина. При этом она считает, что в Иркутске из 68 гостиниц сразу несколько могут претендовать на получение статуса «три звезды». «И, возможно, один или два объекта в городе смогут стать обладателями четырёх «звёзд», — резюмировала она.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры