издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Чтоб труба была всегда

Совет Федерации настаивает на принятии Федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте»

  • Автор: Дмитрий ШИБАНОВ, по материалам СМИ

Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям под председательством Николая Рыжкова провела «круглый стол» на тему «Нормативно-правовое регулирование развития транспортной инфраструктуры нефтяной и газовой отраслей». Как сообщила пресс-служба Совета Федерации, в его работе приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов государственной власти, научно-исследовательских учреждений. Участники «круглого стола» заслушали и обсудили доклады члена правления ОАО «Газпром», начальника Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Олега Аксютина, заместителя директора Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго России Александра Савинова, вице-президента ОАО «РЖД» Сергея Епифанцева.

«Энергетика – локомотив российской экономики. И этой отрасли надо уделять повышенное внимание в современных условиях, когда ситуация  в мире усложнилась после аварии на «Фукусиме-1» и когда ряд стран отказался от атомной энергетики. Это ставит под вопрос будущее атомной энергетики как реальной замены углеводородов», – подчеркнул во вступительном слове председатель Комиссии СФ по естественным монополиям Николай Рыжков. 

Нефтегазовый потенциал России продолжает оставаться основой энергетической безопасности страны, считает сенатор. В связи с этим на повестке дня в нынешних условиях две основные задачи – строительство и развитие транспортной инфраструктуры на территории России и качественное переоснащение и модернизация имеющейся транспортной сети.

Член правления ОАО «Газпром» Олег Аксютин предложил ряд изменений в Налоговый и Таможенный кодексы, закон о недрах, касающихся добычи, переработки и транспортировки углеродов. Особо на совещании обсуждался вопрос обеспечения безопасности магистральных трубопроводов и газопроводов. По данным Аксютина, на 1 января 2011 года зарегистрировано 670 случаев нарушения требований безопасности, которые затронули более чем 21 тысячу объектов. Речь идёт о нарушении границ минимально допустимых расстояний объектов газовой инфраструктуры от жилых объектов. Ведомственные правила и требования безопасности в Минюсте не зарегистрированы, и их правовой статус не достаточен для опоры на эти документы в разрешении спорных ситуаций. 

Представитель Минэнерго Александр Савинов считает, что Совет Федерации должен содействовать скорейшему принятию закона об отраслевом техническом регламенте режима безопасности. По его мнению, необходимо жёстче урегулировать вопросы ответственности за нарушение требований безопасности в нефтегазовой и угольной отраслях. Кроме того, Савинов предложил предоставить целый ряд налоговых льгот и преференций компаниям, ведущим добычу нефти на Ямале и реализующим шельфовые проекты. Также, по его мнению, необходимо упростить процедуру согласований и экспертиз для компаний – разработчиков недр на континентальном шельфе.

Собравшиеся констатировали, что износ основных фондов отечественной магистральной трубопроводной системы сегодня превышает 60% и без принятия соответствующих мер к 2020 году составит 90% и более. В связи с этим перед монополиями поставлены задачи по реализации комплексных программ технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов трубопроводного транспорта.

По мнению участников «круглого стола», для решения проблемы замещения импортной продукции и технических средств, применяемых при строительстве и эксплуатации объектов магистральных трубопроводов, необходимо создать единый научный национальный центр, который будет заниматься координацией научных работ по созданию новых технологий и оборудования для нефтепроводной отрасли.

В итоге собравшиеся пришли к выводу, что стране необходим федеральный закон, обеспечивающий правовой статус системы магистральных трубопроводов в Российской Федерации. В законе должно быть закреплено понятие «магистральный трубопроводный транспорт», описаны принципы обеспечения доступа к свободным мощностям, исключающие возможность дискриминации. Закон определит основные принципы тарифообразования, услуги по предоставлению магистрального трубо-проводного транспорта, установит принципы инвестиционной политики в сфере его создания и эксплуатации, пропишет механизм регулирования отношений собственника и инвестора и так далее.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры