издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Не только госконтроль, но и серьёзный бизнес»

Адвокат Вячеслав Плахотнюк оценил перспективы регионального законопроекта о защите прав дольщиков

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Нашумевший законопроект о защите прав дольщиков ожидает утверждения в областном парламенте. Документ уже прошёл первое чтение, а его дальнейшее рассмотрение депутаты отложили на осень. Чем будущий закон полезен дольщикам и опасен чиновникам, размышлял адвокат КА «Большой Иркутск» Вячеслав Плахотнюк.

Работа над принятием законов о защите прав дольщиков идёт во всех регионах. Например, в Санкт-Петербурге, Московской и Омской областях они уже утверждены.  Это правильная политика. Учёт «проблемных» объектов и претензий  к застройщикам нужен и важен, поскольку позволяет властям и общественности вмешиваться в ситуацию. Практическая ценность документа заключается в том, что он вовлекает органы власти и СМИ в процесс профилактики и урегулирования конфликтов между дольщиками и застройщиками. Законопроект можно расценить как признание властей:  потребители в этой сфере требуют особой защиты с опорой на специализированную инфраструктуру. Ожидается, что с появлением закона косвенно станет легче взыскивать неустойки и регистрировать права. 

Но стоит понимать, что закон напрямую не регулирует правоотношения, связанные с требованиями граждан к застройщикам или регистрирующим органам. Он только уточняет федеральное законодательство и вводит механизмы дополнительного контроля в сфере строительства жилья.  Поэтому нельзя будет прийти в суд, сослаться на новый закон и потребовать деньги или квадратные метры. Зато станет возможным обратиться в специализированное учреждение и попросить выкупить права требования к застройщику, проконсультироваться у юристов, попросить оказать содействие в получении документов для регистрации прав или попросить внести себя в реестр пострадавших дольщиков. 

Проект закона предусматривает конкретные механизмы защиты дольщиков. В первую очередь это сбор и распространение информации о состоянии дел и проблемах в сфере долевого строительства. Дольщику элементарно проще будет обратиться в суд, где его интересы может представлять орган государственной власти. Кроме того, в документе упоминается  и содействие в достройке и оформлении прав на объекты. Так что, если закон будет исполняться, область возьмёт на себя немалые обязательства. Потребуются и деньги, и квалифицированные юристы, особенно в случае создания специализированной организации, которая будет вправе выкупать у граждан права требования к застройщикам, привлекать кредитные и инвестиционные ресурсы. В общем, помимо государственного контроля закон может позволить вести ещё и серьёзный бизнес. При этом не обязательно в качестве оператора должен выступать фонд. Скорее, это будет некая компания, ведь для решения заявленных задач организация должна быть коммерческой. Конкретные условия сделок, которые сможет совершать новая структура,  в законе прописаны не будут, но обсуждаемая премия в 30–40 процентов от рыночной стоимости доли в объекте незавершённого строительства кажется мне завышенной.

В целом проект иркутского закона нельзя назвать типичным, похожим на те, что принимали в других регионах.  Может, это потому, что в «Сером доме» немало людей, связанных со строительным комплексом. В документе предлагается закрепить понятие «недобросовестный застройщик» и вести реестр таких организаций.  Вероятно, это необходимо. Но, на мой взгляд, важно, чтобы  власти не опустились до участия в рекламе, публикации рейтингов и субъективных оценок.  Поскольку это может повлечь конфликт с законодательством о защите конкуренции. В ситуации существует и серьёзный коррупциогенный фактор. Кто добросовестный застройщик, а кто нет,  должны определять  институты гражданского общества и отстаивать своё мнение в суде.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры