издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Публичный отчёт

Негосударственного общеобразовательного учреждения «Православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы» города Иркутска

  • Автор: Священник Александр БЕЛОМЕСТНЫХ, директор гимназии

В сентябре 2011 года Негосударственное общеобразовательное учреждение «Православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы» города Иркутска будет отмечать свой 15-летний юбилей. С момента создания и по сегодняшний день гимназия становилась на ноги, росла, развивалась. Много хороших людей нашего города и области принимало участие в её становлении. Её идейными вдохновителями стали владыка Вадим, писатель Валентин Григорьевич Распутин, академик Рюрик Константинович Саляев, Борис Александрович Говорин – люди, которые и по сей день входят в попечительский совет гимназии, принимают активное участие в реализации основных направлений развития нашего учебного заведения.

Гимназия сегодня – это коллектив педагогов, родителей, попечителей, объединённых идеей духовно-нравственного воспитания девочек. Это открытие своего гимназического храма, праздничные и воскресные богослужения в нём, пение на клиросе гимназического церковного хора. Это восемь выпусков (126 гимназисток), среди которых 11 золотых и 6 серебряных медалисток. Это 346 учениц, среди которых более 80% – участники, победители и призёры олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций различного уровня. Это…

Можно много говорить об уникальности гимназии, особенностях организации учебно-воспитательного процесса, замечательных педагогах, талантливых ученицах. Но дело не в словах, а в тех ощутимых результатах, которых гимназия достигла к данному моменту. 

В 2010–2011 учебном году педагогическим коллективом гимназии была продолжена работа по реализации программы развития, цель которой состоит в совершенствовании деятельности гимназии по созданию условий для моделирования образовательного пространства, ориентированного на обучение по программам повышенного уровня; реализации программы по довузовскому духовно-психологическому образованию и воспитанию школьников; реализации принципов  православной педагогики и психологии, обеспечивающих формирование православного сознания обучающихся, становление духовной, нравственной, творческой личности.  

Православная родительская общественность города Иркутска сформулировала заказ на православное гуманитарное образование своих детей. Созданная для его удовлетворения православная женская гимназия имеет все необходимые ресурсы (кадровые, программно-методические, материально-технические) для реализации углублённых программ предметов гуманитарного цикла. На решение этой же задачи обращено внимание при конструировании  вариативной части (гимназического компонента) учебного плана.

Наряду с общеобразовательными  включены и специфические предметы, соответствующие статусу православных гимназий: основы духовной культуры, церковное пение, церковно-славянский язык. Всё это поможет гимназисткам одновременно с изучением основ наук осваивать нравственные нормы и ценности, культуру в соответствии с укладом жизни и религиозными воззрениями государствообразующего этноса.

Учебный план предусматривает четырёхлетний срок освоения начального образования (1–4 классы), пятилетний срок освоения программ общего образования (5–9 классы), двухлетний срок  освоения программ среднего (полного) общего образования (10-11 классы).

На первой ступени образования 

1–4 классы обучаются по учебно-методическому комплексу «Планета знаний», который создаёт условия для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества. 

Содержание и структура УМК «Планета знаний» предоставляют возможность формировать у учащихся универсальные учебные действия, соответствующие Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения и обеспечивающие функциональную грамотность: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные навыки.

На второй и третьей ступенях в гимназии организованы классы с углублённым изучением русского языка и литературы, английского языка.

Учебная деятельность гимназии имеет логическое продолжение в программах дополнительного образования. Основная задача дополнительного образования  – создать условия для духовно-нравственного становления, самоопределения, самовыражения обучающихся, развития и реализации их творческих, интеллектуальных возможностей через систему курсов, предметов, студий, кружков для обучающихся всех ступеней обучения. 

В гимназии на 1 июня  2011 года 346 учениц, 65% из которых успевают на «4» и «5». Из 13 выпускниц 11 класса текущего учебного года все 100% получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании. Особые успехи по результатам единого государственного экзамена девочки показали по русскому языку (средний балл – 74, максимальные – 98 баллов одна ученица, 90 баллов – две ученицы), по литературе (максимальный балл – 78), по обществознанию (максимальный балл – 71), по биологии (максимальный балл – 70). По математике средний балл – 37, максимальный – 66.

Выпускницы 9-х классов показали следующие результаты государственной итоговой аттестации: по русскому языку качество знаний 76%, по математике – 53%. Четыре выпускницы 9-х классов получили аттестаты особого образа. 

В течение учебного года была разработана основная образовательная программа начальной школы и рабочие программы по предметам с целью внедрения новых ФГОС.

В 2010–2011 учебном году продолжала работать и успешно функционировала «Школа будущих первоклассников». Всего занятия посещали 23 девочки. В первый класс придёт большинство гимназисток, прошедших пропедевтическую подготовку.

Выборочное анкетирование среди родителей учащихся 4-х, 7-х, 10-х классов по вопросу удовлетворённости учебно-воспитательным процессом показало следующие результаты: 

– удовлетворены организацией учебно-воспитательного процесса в гимназии 100% опрошенных;

– на вопрос, охотно ли ребёнок идёт в гимназию, 80% дали положительные ответы;

– 93% опрошенных относятся к учению с увлечением и достаточным интересом;

– 90% предпочтение отдают предметам гуманитарного цикла и русскому языку.

В рамках реализации направления работы с одарёнными детьми с целью выявления и воспитания одарённых детей и подростков в гимназии функционирует научное общество учащихся. 

Содержание и формы работы НОУ: создание банка данных о творческих способностях учащихся, их одарённости на основе наблюдения индивидуальных навыков; организация участия гимназисток в интеллектуальных играх  и конкурсах по развитию познавательных интересов и творческих способностей; индивидуальная и групповая работа учащихся в данном направлении под руководством учителей  и других специалистов на базе гимназии. 

Ежечетвертно в гимназии проводится интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для обучающихся 7–11 классов. 

Около 80% гимназисток в прошедшем учебном году принимали участие, становились призёрами и победителями олимпиад, конкурсов, НПК различного уровня, среди которых можно отметить Международный дистанционный конкурс «Золотое руно» (четыре победителя по России); Международный дистанционный конкурс «Британский бульдог» (один победитель в регионе); региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии (один победитель, один призёр); региональный конкурс каллиграфии «Золотое перо» (два победителя); конкурсный отбор Бала добровольцев Иркутской области «Хрустальное сердце Байкала» (победитель – группа учащихся и педагогов); областной конкурс школьной прессы «КЛАССный корреспондент» (победитель в двух номинациях); активное участие в Международной экологической программе «Экошколы. Зелёный флаг» (получение зелёного флага); научно-практическая конференция старшеклассников «Юность, творчество, поиск» (один победитель) и другие.

С помощью средств Фонда развития гимназии реализован проект поощрения талантливых гимназисток, педагогов по результатам достижений.

В коллективе гимназии высококвалифицированный состав педагогов, среди которых 76% имеют первую и высшую квалификационную категорию, 13% – почётные звания, 20% дополнительно обучались в магистратуре. За прошедший учебный год 33% педагогов прошли курсовую подготовку. Основной возрастной состав педагогов (60%) от 31 до 50 лет. 

В гимназии сформированы кафедры и  методические объединения, деятельность которых регламентируется положениями. Содержание и формы методической работы определены в соответствии с направлениями работы гимназии и ориентированы на разработку и внедрение нового, православно ориентированного содержания и форм образования, повышение уровня профессиональной компетенции педагогов.

В течение года проходили открытые уроки и внеклассные мероприятия в рамках недели педагогического мастерства, дня открытых дверей и так далее.

В марте 2011 года проведён областной научно-практический семинар для педагогов Иркутской области «Основы православной культуры», в рамках которого был представлен опыт гимназии по направлению духовно-нравственного воспитания, проведены открытые внеклассные мероприятия. Слушатели курсов ИПКРО дали высокую оценку профессионализму и методическому мастерству педагогов гимназии.

Воспитательная работа в гимназии строилась в соответствии с концепцией воспитания и разработанными по ступеням обучения программами воспитания по направлениям: воспитание христианина, гражданина, общественника, профессионала. 

В гимназии действует система кружков и студий, в которых заняты более 90% гимназисток: «Слово», «Журналистика», «Ручная и художественная вышивка», «Гори, гори, свеча любви!», «ЭКОС», фольклорный ансамбль «Зоренька», церковный хор, театральный кружок. На базе гимназии открыт филиал школы искусств № 9 по художественному и музыкальному направлениям.

Особое место в воспитательной работе гимназии занимает ежегодная реализация социально-благотворительного проекта «Дай руку, друг!», целью которого является создание условий для социального, культурного, интеллектуального и духовного развития детей и молодёжи города Иркутска; компенсация нехватки общения воспитанников детских домов с творчески ориентированными, социально активными сверстниками, полноценными семьями, и тем самым помощь формированию правильных нравственных, общечеловеческих и гражданских жизненных целей и ценностей у детей данной социальной группы. В рамках реализации проекта осуществлялось взаимодействие с 17 учреждениями: детскими домами, школами-интернатами, коррекционными школами и другими. Проводились следующие мероприятия: Детский пасхальный фестиваль (всего участниками фестиваля стали 23 учреждения, 1890 детей и взрослых); Рождественские встречи (участников – 680, учреждений – 15); культурно-просветительские программы, рассказывающие об исторических памятниках города Иркутска (учреждений – 5, участников – 300); привлечение средств спонсоров для приобретения подарков воспитанникам детских домов, школ-интернатов и других учреждений, подарков и призов для награждения победителей конкурсов (привлечено более 10 организаций, а также частные лица – благотворители) и так далее.

Большую помощь в организации воспитательной работы в гимназии оказывают священники отец Максимилиан (Клюев), отец Игнатий (Дмитров) и духовники гимназии отец Константин Мануйлов и отец Павел Телегин. 

После освящения владыкой Вадимом храма Владимирской иконы Божией Матери (гимназического храма) 21 сентября в храме гимназии проходят праздничные литургии. По решению владыки Вадима в течение года богослужения проходят по воскресеньям и в двунадесятые праздники. Для этого все классы поделены на группы, составлен график посещения храма гимназии, распределены послушания между классами. В течение года храм гимназии посещали  педагоги, учащиеся и родители. Девочки старших классов пели на клиросе.

Гимназия в рамках системы социального партнёрства сотрудничает с Домами творчества (ДДиЮТ, «Восход», ДТ №1), вузами (ИГУ, ИГЛУ, ВСГАО), ИПКРО, ЦИМПО,  библиотеками, музеями, театрами, общественными организациями с целью проведения совместных мероприятий, прохождения практики студентами на базе гимназии и так далее.

Созданный в образовательном учреждении коллектив единомышленников позволяет гимназии функционировать как стабильно развивающемуся инновационному образовательному учреждению, где система управления строится на основе сотрудничества, инициативы и творчества. 

В рамках реализации данного направления в гимназии создан и функционирует совет по духовному воспитанию и образованию. Регулярно осуществляет свою деятельность попечительский совет гимназии, который решает вопросы стратегического планирования деятельности. Активно включён в работу родительский комитет.

Создан Фонд развития гимназии, основными направлениями деятельности которого являются: поддержка обучающихся из малообеспеченных семей; поощрение участников олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций различного уровня, отличников учёбы; повышение уровня квалификации учителей; стимулирование работников гимназии; материально-техническое оснащение учреждения. По итогам деятельности фонда поощрено более 200 обучающихся, получали ежемесячную материальную поддержку в виде 50% оплаты за питание 23 ученицы, в виде канцелярских наборов к новому учебному году – 20 учениц; получили подарочные сертификаты, подарки около 200 девочек,  30 педагогов.

Функционирует сайт гимназии. В текущем учебном году сайт православной женской гимназии был перенесён на собственный домен irkpg.ru. 

В 2010–2011 учебном году в организации осуществлён ряд мероприятий, направленных на развитие финансово-хозяйственной самостоятельности. Проведена работа с благотворителями организации, по результатам которой достигнуто улучшение материально-технической базы гимназии. 

С целью анализа финансово-хозяйственной деятельности, необходимого для снижения неэффективных расходов, осуществляется перевод бухгалтерского и налогового учёта организации с применением программы «1С: Бухгалтерия». Проведена оптимизация налогообложения организации, в результате которой высвобождены дополнительные средства, необходимые для текущей деятельности гимназии. 

В рамках повышения заработной платы и оптимизации её структуры с одновременным внедрением стимулирования сотрудников, ориентированного на качество и результативность выполняемой работы, проводится подготовка к переходу на новую систему оплаты труда, учитывающую вышеизложенные критерии.

В течение года проведён ряд мероприятий, направленных на улучшение материально-технического состояния гимназии.

С полным анализом  деятельности НОУ «Православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы» за 2010–2011 учебный год можно ознакомиться на сайте гимназии irkpg.ru.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры