издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Знаменское обзавелось инвесторами

На севере Иркутской области, в Жигаловском районе, в ближайшее время начнётся добыча природных рассолов. Знаменитое Знаменское месторождение гидроминерального сырья является единственным в России, в котором изучены и доказаны запасы – 40 тыс. куб. метров. Основной продукт – производство лития и брома. Вещества, добываемые из этих рассолов, используются в медицине, золоторудной промышленности, ЖКХ и даже в производстве батарей. В настоящее время переговоры оператора с крупным инвестором увенчались успехом – планируется заключить договор по реализации инвестиционного проекта.

А искали нефть и газ

– Ещё в 1993 году при бурении поисковой скважины на глубине более 1800 метров был вскрыт пласт напорных рассолов, — рассказывает мэр Жигаловского района Георгий Зарукин. – Они вырывались на поверхность под давлением 50 атмосфер. Тогда создалась экологическая проблема, до 7 тысяч кубометров в сутки этих рассолов в течение семи дней попадало в речку Илгу. А неподалёку  от речки расположено одноимённое село Знаменка. Тогда буровики срочно заглушили соляной поток обсадными трубами и продолжили бурение скважины до 1000 м, где обнаружили газ. Однако дебит его оказался небольшим  и его объёмы не имели промышленного значения. Позже были взяты пробы и проведены научные исследования – в них была выявлена значительная концентрация брома (до 10 граммов на литр, что выше, чем в Мёртвом море), лития (0,65 грамма на литр) – второй ценнейший компонент, а также обнаружены кальций, магний, рубидий, стронций и другие ценные компоненты. Тогда и было объявлено, что на севере Иркутской области открыты уникальные рассолы с промышленным содержанием редких химических элементов. 

В России производства брома практически нет, его в основном закупают  в США, Израиле, Чили. И хотя потребность брома в отечественной промышленности составляет не так много – 1,5 тыс. тонн в год, область его применения весьма обширная. Прежде всего, добавки брома делают пластмассы негорючими. Можно им пропитывать древесину, и она тоже не горит. Второй компонент, добываемый на Знаменке, также является стратегическим  – литий. В сплаве с алюминием получают лёгкий металл для всей летающей техники. И бром, и литий могут применяться в малогабаритных аккумуляторах, они заменяют фреон в холодильных установках, а также используются в производстве кондиционеров. «Наиболее быстрыми темпами в последние годы росло потребление лития в производстве литиевых ионных и полимерных батарей, то есть это то, на чём Япония поставила на поток производство батарей, – отметил мэр Жигалово. –   Большой потенциал роста потребности в литии связан с термоядерной энергетикой».  

Разработкой месторождения  занимается группа компаний – НПВФ «Брайнсиб» и ЗАО «ТехРас», которые ведут научно-производственную работу. С 1995 по 2000  год на площадке выполнены строительно-монтажные работы, бурение трёх скважин, обустройство вахтового посёлка. На реализацию этого проекта уже затрачено свыше 10 млн. долларов. 

«В настоящее время мы добываем рассолы в объёме 100 кубометров в час, и эти объёмы доказаны, – сообщил генеральный директор ЗАО «ТехРас» Андрей Юргин.  – Сегодня из 80 кв. км «горного отвода» нами детально изучено 10 кв. км и подтверждено 9 млн. куб. м рассола. Это означает, что мы можем поставлять на российский рынок 3 тысячи тонн гипохлорита кальция, 900 тонн бромида натрия, 100 тонн бромида лития, 150 тонн карбоната извести лития». 

От коммуналки до медицины  

Как рассказал «Сибирскому энергетику» директор компании «Брайнсиб» Сергей Беляев, из солевого раствора Знаменского месторождения можно извлекать соли кальция, которые используются для борьбы с гололёдом. Они не разрушают асфальтобетон. В Иркутском институте химии разработкой противогололёдных препаратов занимаются уже давно. Действующий компонент – хлористый кальций. Во всём мире его используют в борьбе с гололёдом. Для обработки дорог можно применять машины для разбрасывания песка. В отличие от гальки и щебёнки, новый препарат после окончания гололёдного периода убирать с дорог не надо. Поэтому не должна засоряться ливневая канализация. А запасов Знаменского месторождения хватит, чтобы обрабатывать все дороги и улицы Иркутска на протяжении более ста лет.  

По словам Сергея Беляева, в прошлом году на иркутских улицах Трилиссера и Пискунова противогололёдный препарат был апробирован, и эксперимент удался. Для обработки квадратного метра дороги требуется 60 – 80 граммов хлористого кальция. Стоимость одной тонны сырья – около 6 тысяч рублей, а тонна ПСС (песко-соляная смесь), которой посыпаются улицы сейчас, обходится в 3 тысячи рублей. Поэтому чиновники ещё не решились перейти на промышленное использование противогололёдного препарата.  Но стоит учесть, что новым препаратом необходимо посыпать дороги один раз, а не три раза, как песко-соляной смесью.

«Не разрушает асфальтобетон, меньше угнетает растительность, деревья, так как не вызывает засоление почвы, кроме того на дорогах чисто и меньше пыли, – сообщил Сергей Беляев. – Мэр Иркутска Виктор Кондрашов положительно относится к нашему проекту, но в то же время он поставил задачу перед своими исполнителями экономить бюджет». 

Кроме того, рассолы Знаменского месторождения состоят на 85% из хлористого кальция, из которого получают гипохлорит кальция – вещество, применяемое для нейтрализации цианидовых стоков в золоторудной промышленности. «Цианиды используются при кучном выщелачивании золота, это химический способ добычи этого ценного металла, – отмечает Сергей Беляев. – Золотодобывающая компания «Высочайший», которая разрабатывает месторождение на территории Бодайбинского района Иркутской области, планирует  начать добычу золота методом кучного выщелачивания. До конца июля мы планируем  провести презентацию своего проекта  в Бодайбинском районе». 

Бром и литий широко используются в медицине, в фармацевтике известно 8 тысяч наименований лекарств, в которых содержится бром, и 400 лекарственных препаратов, изготовленных на основе лития. «Сейчас нашим месторождением  заинтересовались московские инвесторы –  завод «Диод», – говорит Сергей Беляев. – До конца текущего года мы планируем начать с ним сотрудничество».

Продукция завода – медицинская, экологическая техника, лекарственные препараты, биодобавки, лечебная косметика и товары для здоровья. На счету «Диода» такие биологически активные добавки к пище, как «Капилар», «Окулист», «Йод-Актив», «Селен-Актив», «Кальций-Актив» и другие. 

В поисках инвесторов 

Знаменское месторождение сможет обеспечить потребности многих регионов нашей страны в броме, литии и других солях. К тому же с этой продукцией можно выйти  на мировой рынок. Для этого НПВФ «Брайнсиб», ЗАО «ТехРас»  и администрации Жигаловского района необходимо найти деловых партнёров в финансировании очередных проектов. У операторов созданы все предпосылки для совместного освоения: есть лицензия на право ведения дальнейших геологоразведочных работ, добычу рассолов на 25 лет, выбраны современные технологии по их переработке, начинают действовать опытно-промышленные установки по извлечению брома и лития. Компании освоили технологию обогащения литиевого сырья с концентрации 0,5% до 50% за один передел. 

Недавно  проект по освоению Знаменского месторождения уже был  представлен в Роснано и прошёл научно-техническую экспертизу технологии обогащения литиевого сырья. Проект был оценён в 1 млрд. рублей, из которых Роснано согласно при условии софинансирования инвестировать 500 млн. рублей. Эти деньги предприниматели планируют вложить в добывающий и перерабатывающий комплекс для получения лития и брома из природных рассолов. На разных этапах разработки Знаменского месторождения на предприятии будет создано до 400 новых рабочих мест. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры