издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Витенька, пора домой!..»

С заседания районной комиссии по делам несовершеннолетних

  • Автор: Людмила Черных

Прошел год, как вступил в силу Закон о комендантском часе для несовершеннолетних. Повлиял ли он на образ жизни наших подростков? Насколько ответственнее стали родители за своих несовершеннолетних детей и их занятия в вечернее время? Чтобы получить ответы на эти вопросы, следует побывать хотя бы на одном заседании районной комиссии по делам несовершеннолетних.

В составе этого компетентного в подростковых делах коллегиального органа все заинтересованные лица: работники милиции, прокуратуры, отдела опеки и попечительства, образования и даже наркологической службы.

В таком представительстве и состоялось очередное заседание комиссии. В течение двух с половиной часов держали ответ матери и их дети-подростки, к сожалению, никто из отцов не присутствовал на комиссии.

Среди персональных дел, конечно, были и такие, которые не имели непосредственного отношения к Закону о комендантском часе. Но никто из членов комиссии в их безотлагательности не сомневался. На первый взгляд, все истории похожи одна на другую. Но только на первый. На самом деле, каждая их них — это отдельная судьба матери и ее ребенка.

Члены комиссии долго убеждали маму пятнадцатилетней Насти, насколько опасно увлечение дочери пивом. Отправив дочь к бабушке, Марина Михайловна даже не задумывалась, чем она там занимается по вечерам. «Разве я за нею усмотрю?» — таков аргумент матери. Между тем, в характеристике из школы отмечается, что девочка часто опаздывает на занятия, не проявляет заинтересованности в учебе, плохо сходится с одноклассниками. Зато в вечернее время с приезжей подружкой она покупает пиво. За его распитием и застали девчонок участники рейда по делам несовершеннолетних. Настю предупредили, что при повторном задержании, она окажется на учете в наркологическом диспансере. А пока им с мамой назначили встречу со специалистом этой службы в подростковом кабинете.

Мама пятнадцатилетней Олеси — на инвалидности. Три года назад не стало их отца. Старшая дочь живет в Улан — Удэ. Одна Любовь Сергеевна с Олесей справиться не может. Как выяснилось, для матери и дочери эта встреча с комиссией уже не первая. Девочка замешана в серьезной драке, время от времени она уходит из дому, в связи с чем ее дважды помещали в социально-реабилитационный Центр. По вечерам Олеся распивает спиртные напитки. Два года назад Любовь Сергеевне рекомендовали сводить дочь к психиатру. Не сводила. И сейчас ей нечего сказать членам комиссии. Если и на этот раз она не пойдет с дочерью к специалисту, вряд ли их жизнь наладится.

Семнадцатилетний Евгений на вид вполне воспитанный юноша. Однако уже имеет пятно в своей биографии: он условно осужден. Парень учится в ПЛ — 7, но при этом вечерами он предпочитает находиться вне дома и за выпивкой. К примеру, 3 мая, после одиннадцати вечера, Женя был уже в состоянии алкогольного опьянения. И вот снова оказался в вечернее время на улице. По этой причине и были вызваны мама с сыном на комиссию. Любовь Сергеевна сделала попытку оправдать Женю:

— Он был трезвый.

— Значит, приходит и выпившим? — спросили её.

— Бывает иногда.

Как и предыдущие матери, Галина Львовна заплатит штраф. За то, что упускает сына из виду. И это еще мягко сказано.

Десятилетний Толик среди ночи оказался на вокзале один. Работники линейной милиции привезли мальчика в приют. Как выяснилось, для того, чтобы сообщить матери о местонахождении сына, её пришлось долго разыскивать.

Они вместе пришли на заседание комиссии. У ребенка был совершенно несчастный вид. В любой момент он готов был расплакаться. Ведущий заседание подполковник милиции Виталий Бакулин попросил мальчика подождать за дверью. А с мамой, Мариной Николаевной, состоялся прямой разговор.

— Вся проблема в вас, потому что вы пьете. Ваш ребенок зачастую не ночует дома, и вы относитесь ко всему этому спокойно. Если не одумаетесь, комиссия поставит вопрос жестко — о лишении вас родительских прав.

Непростая история у Людмилы Георгиевны. Она воспитывает единственную дочь — шестнадцатилетнюю Машу. Девочка уже несколько месяцев живет у дедушки с бабушкой в поселке Усть — Кадуй. Девятый класс заканчивала в Атагайской школе, хотя с первого класса училась в школе №48. Отец обвиняет дочь Людмилу в частых выпивках и в отсутствии постоянной работы. Не отрицая, что в их доме бывают праздники с распитием спиртного, Людмила в то же время утверждает, что со своим нынешним мужем, правда, неофициальным, они ведут домашнее хозяйство, он работает и получает нормальную зарплату. Но факт есть факт: Маша уехала от мамы, значит, для этого у нее были причины. Дедушка все время настаивал на лишении ее матери родительских прав.

Закончилось все тем, что Людмилу строго предупредили: дочь должна жить с ней, иначе затянувшийся между ними конфликт приведет к критической ситуации.

— Отпустив девочку от себя, вы лишили её материнского внимания, своей заботы и участия в её жизни, — говорили члены комиссии, — кто, как не мама, должна знать, что интересует или волнует ее дочь. Она у вас в том возрасте, когда ей нужны и мамины советы, и мамина поддержка.

Комиссия взяла эту семью на контроль.

От одного к другому, персональные дела все более явно обозначали не столько детский, сколько материнский вопрос. Неслучайно житейская мудрость говорит: виноват тот, кто старше.

Перед шестнадцатилетней Натальей мама уже совершенно бессильна. За плечами этой девушки уже есть уголовное дело, и ожидается суд. Однако в образе жизни Наташи ничего не изменилось. Без всякого опасения она спаивает малолеток и не чем-нибудь, а самогоном. В состоянии алкогольного опьянения девушку и застали в полночь участники рейда комиссии по делам несовершеннолетних. На вопрос, сколько выпила, Наталья без стеснения ответила: «А я не считаю».

Конечно, девушку поставят на учет в наркологическом диспансере как регулярно употребляющую алкоголь. А вот по поводу того, может ли оказать на нее влияние мать — на этот счет у членов комиссии нет сомнений: Надежда Вячеславовна упустила дочь, когда та была еще совсем ребенком. Теперь перед ней факт налицо: ее дочь в открытую ведет жизнь ночного мотылька.

Наталья покинула зал заседания без тени смущения, а мама уходила совершенно подавленная.

Отношения двух молодых мам к своим маленьким детям вызвали у членов комиссии серьезные опасения о дальнейшей судьбе этих малышей. Люба С. оставила трехлетнего сына в доме своей сестры, с которой они вместе выпивали. Отправившись в магазин за очередной порцией спиртного, она даже не задумалась, будет ли под присмотром её малыш. А ребенок ушел со двора, его выпившая тетя даже не заметила этого. Гуляющего на улице маленького ребенка обнаружили прохожие и позвонили в милицию. Люба же с сестрой в тот день недолго искали Даниила. Они снова выпили, а затем улеглись спать. Только на следующий день мать обратилась в милицию. Своего второго ребенка — двухлетнего сына — Люба оставила в деревне Уват с матерью своего сожителя, где и проживает. А на вопрос, чем занимается отец ее детей, ответила: «Он живет в городе и не работает».

А Виктория Б. сбежала с годовалым сыном из больницы, якобы, «помыться у подруги», а к вечеру вернулась в детское отделение пьяная. Молодая женщина проживает в квартире отца своего ребенка, при этом их брак не зарегистрирован. Уже дважды Виктория привлекалась за употребление спиртных напитков, кроме того, за нею числится мелкое хулиганство.

Решение комиссии было однозначным: служба опеки и попечительства должна обследовать и ту, и другую семью.

И, возвращаясь к вопросу о комендантском часе. Комиссия по делам несовершеннолетних активно проводит вечерние рейды, как на сельских территориях, так и по городу. Результаты далеко не утешительные. Подростки свободно гуляют за полночь с сигаретой и непременно с бутылкой пива в руках. Где в это время их родители, нетрудно догадаться: смотрят телевизор или спокойно спят. Это еще нехудший вариант. Многие попросту и сами пьют в этот момент. Далеко не все родители беспокоятся, куда запропастился их ребенок, не пора ли ему вернуться домой.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры