издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Подождать до сентября

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

В июне розничные цены на бензин в Иркутской области, по данным Росстата, снизились на 2,2%, в то время как цены производителя топлива упали на рекордные для Сибирского федерального округа 9,7%. Эксперты регионального рынка нефтепродуктов говорят о затянувшемся кризисе и дефиците топлива: основной поставщик топлива в Приангарье – компания «Роснефть» – в июле не выставил на биржевые торги ни одной тонны бензина, местные независимые заправочные станции торгуют в основном привозным топливом. Ситуация может измениться в сентябре, если будут приняты поправки в технический регламент о бензине, возвращающие в оборот топливо экологического класса «Евро-2».

С конца июня по 18 июля, сообщает Росстат, средние потребительские цены на автомобильный бензин в Иркутской области снизились примерно на один рубль – с 27,81 рубля до 27,03 рубля. Средняя стоимость дизельного топлива уменьшилась с 26,20 рубля до 25,87 рубля. По уровню розничных цен Иркутск в СФО опережает лишь Чита, где на ту же дату бензин в среднем обходился в 30,47 рубля за литр, а дизтопливо – 27,30 рубля. Дешевле всего в Сибирском федеральном округе заправить автомобиль можно было в Кемерове, где бензин стоил 21,11 рубля, а дизель – 21,21 рубля. В Красноярском крае и Бурятии бензин в среднем обошёлся бы на 1,5-2 рубля дешевле, чем в Приангарье. 

С января по июнь средняя стоимость автомобильного топлива на заправках региона выросла на 2,39%, по этому показателю среди регионов Сибирского федерального округа область занимает лишь девятое место. Больше всего – более чем на 17% – с начала года подорожал автомобильный бензин в Забайкалье, на втором месте – Тыва с ростом почти в 13%, на третьем – Республика Алтай (12,65%). В Красноярском крае, где тоже есть нефтеперерабатывающий завод (Ачинский НПЗ Роснефти), средняя стоимость бензина выросла на 6,6%, тогда как в Республике Бурятия снизилась на 0,59%.

По данным федеральной статистики, в июне увеличение потребительских цен на бензин автомобильный было отмечено в 71 субъекте Российской Федерации. Самым значительным оно было в Республике Саха (Якутия) – на 5,1%. Снижение цен на бензин наблюдалось в семи субъектах, в том числе в Иркутской области – на 2,2%, без движения остались цены в пяти регионах. 

Цены производителей в прошлом месяце в среднем по стране увеличились на 0,2%. Удорожание бензина зафиксировано в восьми субъектах РФ (от 0,2% в Республике Коми и Пермском крае до 9,3% в Якутии). В девяти регионах цены производителей сохранились на уровне мая, в трёх субъектах отмечено удешевление топлива – от 5,2% в Красноярском крае до 9,7% в Иркутской области. В июне потребительские цены на бензин различных марок в среднем по стране превышали цены производителей в 1,8-2 раза, отмечается в сообщении Росстата. 

Индексы потребительских цен и цен производителей
по Российской Федерации на конец периода, в % к декабрю 2010 года

Оптовые цены на бензин и дизельное топливо в Иркутской области в июле почти не менялись. На рынке по-прежнему сохраняется дефицит бензинов. За неделю с 18 по 22 июля основные показатели биржевых торгов, по данным ИАЦ «Кортес», снизились: продавцы выставили на торги 312,3 тыс. тонн нефтепродуктов, что на 24% меньше по сравнению с предыдущей неделей, а участники торгов подали заявки на покупку 2,2 млн. тонн нефтепродуктов (снижение на 10%). Продажи нефтепродуктов сократились на 34% и составили 219 тыс. тонн, из них «адресными» сделками реализовано 5 тыс. тонн. Роснефть с начала месяца не продала на бирже ни одной тонны бензина, согласно отчёту «Кортес». 

Так называемые независимые операторы закупают топливо в Омске и Уфе. В пресс-службе ЗАО «Иркутскнефтепродукт» (дочерняя структура Роснефти), которое владеет самой крупной сетью автозаправочных станций в регионе, сообщили, что на АЗС компании продаётся бензин производства АНХК либо других дочерних обществ Роснефти, при этом затруднений с поставками топлива не возникает. Представитель компании подчеркнул, что «Иркутскнефтепродукт» реализует топливо экологического класса «Евро-3», которое производится в Ангарске. 

Именно запрет на реализацию топлива класса «Евро-2» и вызвал топливный дефицит, который привёл к острому кризису весной и напряжённой ситуации для независимых розничных операторов в настоящее время, считают специалисты. В связи с тем, что многие российские НПЗ не готовы производить достаточное количество топлива более высокого класса, в начале этой недели экспертная комиссия при Минпромторге обсудила поправки в технический регламент о бензине, пишут «Ведомости». Речь шла о возможности оставить в обороте бензин экологического класса «Евро-2» до конца 2012 года. Если такие поправки будут приняты и, как ожидается, вступят в силу с 1 сентября, дефицит удастся ослабить. 

Впрочем, до начала осени ещё целый месяц. Аналитики «ОМТ-Консалт» отмечают, что за период с 21 по 25 июля на российском мелкооптовом рынке нефтепродуктов стоимость бензина выросла. Основные причины – рост отпускных цен на российских НПЗ и повышение его стоимости на биржевых торгах. В ближайшее время на мелкооптовом рынке стоимость бензина, скорее всего, продолжит расти, полагают в компании, при этом стоимость дизтоплива вряд ли поднимется: каких-то особых причин для этого нет, а его объёмов на нефтебазах страны достаточно. Есть вероятность и повышения стоимости нефтепродуктов, в частности, на уфимской группе заводов ввиду прогнозируемого снижения ставок августовской экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и проведения сезонных ремонтно-профилактических работ на уфимских НПЗ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры